• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Как говорит архитектурный критик Григорий Ревзин, кризис 2008 года переориентировал города со строительства зданий-икон на благоустройство и общественные пространства. Пришла новая парадигма. С тех пор только и разговоров, что о велодорожках, парклетах, городской среде, городских исследованиях. Так в наш обиход вошло слово урбанистика.

    Chronicle поговорил c архитектором, основателем проекта Arch Code и одним из участников проекта Urban Talks  Адилем Ажиевым о том, что такое урбанистика, зачем она нужна и как архитектору, воспитанному на идеалах модернизма, стать урбанистом.

    Urban Talks - это цикл неформальных встреч, посвященных обсуждению тем городского развития и создания комфортной городской среды. Цель Urban Talks - вовлечение представителей разных профессий и активных горожан в процессы, направленные на решение конкретных задач, сформулированных во время обсуждений

    Image title

    - Адиль, что такое урбанистика? Зачем она нужна? В чем причина ее исключительно успешного шествия по России и Казахстану? Кто может заниматься урбанистикой?

    - Для меня урбанистика - это знания о городской среде и процессах происходящих в городе, инфраструктурных, экономических политических культурных и так далее. Успешной ее трудно назвать, это направление у нас только развивается, с запозданием в 5 лет от Москвы и лет 25 от западной Европы. Заниматься могут все: активные горожане разных специальностей которых заботить городская среда. Разумеется, нужно, прежде всего, понять, что значит заниматься урбанистикой.

    - Откуда она пришла в Казахстан?

    - Правильнее будет сказать в Алматы. Интерес к городской среде можно наблюдать у нас чуть больше 2-х лет. Это пришло из Москвы: у них сменился мэр города, и в качестве своей предвыборной платформы он выбрал этот достаточно недорогой способ влияния на активных горожан.

    - Как-то Ян Гейл рассказывал о том, как он сам проектировал, игнорируя контекст и общественные пространства. Так было до тех пор, пока ему не сказали , архитекторы, ничего не понимают в простых людях. Тогда он и стал пророком от урбанистики. Как вы как профессиональные архитекторы пришли к этому?

    - Я больше думаю, что нужно комплексно подходить к этому вопросу, уделять время в проекте не только архитектуре, но и социологии и экономике, если речь идет об общественных пространствах, а не о частной квартире. - Расскажите об Urban Talks: об основателях? кто вас финансирует? Это для вас для всех основная работа?

    Urban Talks появился в прошлом году, у нас тогда открылась общественная площадка artpoint. Это было место, где на открытом воздухе в центре города на незастроенном пустыре появилась сцена, павильоны и инфраструктура для различных мероприятий. Можно было подать заявку и провести свое мероприятие. Это было новое для нашего города явление, абсолютно демократичное место, место собраний. Тогда мы провели двухдневные мастер-классы Urban Re-hub.

    Это тоже было чем-то новым для нашего города. Там мы познакомились с Катей (прим. Катерина Новоселова). Позже Катя, Анель (прим. Анель Молдахметова) и я начали Urban talks. Для нас это была возможность посмотреть, сможем ли мы применить наши знания, полученные за время работы и учебы в Москве. Мы тогда только приехали, и нам очень не хватало такой активной жизни как в Москве.

    В начале этого года мы получили грант от фонда Сорос. Мы всегда стараемся уменьшить прямые расходы: с местами, чаще всего это университеты, мы работаем по бартеру, помещение нам предоставляют бесплатно, партнеры оплачивают логистику и проживание спикеров из других городов. Для меня это не основная работа, я являюсь практикующим архитектором и выполняю частные заказы в своем бюро.

    Image title

    - Назовите три самых важных проекта в рамках Urban talks. Расскажите подробнее о каждом.

    - Самым важным был первый Urban Talks по теме воздуха в городе. Второй для меня была тема “Зачем городу бренд”. Мы пригласили Константина Гаранина, ведущего специалиста СНГ по маркетингу территорий, тогда мы получили запрос от «АлматыЖарнама», которые хотели провести конкурс на создание брендбука города. Встреча прошла хорошо, в жарких дискуссиях. Третий, наверное, это последнее наше мероприятие - лекция и двухдневный мастер-класс с бюро «Мегабудка» по конкурсу трамвайного депо.

    - Урбанизм в Индии отличается от урбанизма в Амстердаме, Китайский урбанизм от Российского. А куда вы стремитесь? Каким хотелось бы видеть Алматы?

    - У нас очень мало знаний о нашем городе, о том, как он функционирует, что ему нужно, и что с этим делать. Мне кажется, что нам нужно исследовать наш город и делать это качественно и комплексно. Данных таких нет и у городских властей, когда будет проясняться картина, тогда и можно будет говорить о методах и инструментах для решения этих задач.

    Алматы сейчас далек от той идеалистической картинки, которую нам рисуют старшие горожане, когда, знаете, все было хорошо: воздух был чистый, из арыков можно было пить воду, было мало машин и много культуры. Алматы уже никогда не будет прежним, как бы мы этого не хотели, просто те политические и экономические процессы оказали большое влияние на город. Со всем этим надо работать, новым городским властям и специалистам этот клубок задач предстоит распутать и решить.

    Image title

    - Назовите основные проблемы города, которые не дают ему высвободить весь свой потенциал, Алматы ведь прекрасный город.

    - Главная проблема - это хороший общественный транспорт как альтернатива, именно альтернатива, личному. Отсюда пробки, грязный воздух, большое количество дтп, нехватка парковочных мест, и, как следствие, парковка на тротуарах. Это еще и несистемный подход к решению задач со стороны городских властей. Но нужно понимать, что очень трудно в такой короткий период наладить управление полуторамилионного города и решить хотя бы часть проблем.

    - Для того чтобы проекты были успешными самое важное – это чтобы люди приходили. Приходили на собрания, на воркшопы, на совещания. Наши люди приходят?

    - Мы ходим на разные мероприятия в городе, чтобы быть в курсе того что происходит. И я вижу, что аудитория Urbantalks - это принципиально качественная аудитория, это специалисты в разных областях, активные горожане, представители городских властей, журналисты, городские активисты.

    Аудитория зависит от темы, которая обсуждается. Например, если это лекция Тотана Кузембаева, то придут 90% архитекторы и дизайнеры, если это тема брендинга, то будет больше людей занимающихся рекламой. У нас есть постоянная аудитория, мы знаем, кто к нам приходит, для этого мы ввели форму регистрации.

    - Вы сотрудничали с акиматом города? Есть ли понимание о вашей работе? Акимат готов сотрудничать?

    - Представители акимата участвуют в наших мероприятиях, чаще всего они приходят к нам сами. Например, на первом мероприятии был заместитель акима Аукенов Ерлан. С Центром развития Алматы мы провели мастер-класс по трамвайному депо, они выступили заказчиком, а инициатива исходила от нас.

    - Поговорим о громком недавнем конкурсе – трамвайном депо. Какой, по вашему мнению, лучший способ использования? Каковы факторы успеха?

    - Лучше всего использовать по назначению, конечно, очень жаль, что трамваи убрали из города. Это лучший городской транспорт, раньше он соединял все концы города, было 10 маршрутов. Но если говорить о том, что делать вместо него то лучше, чтобы это было общественное пространство для всех людей с разным доходом, причем коммерческой функции должно быть меньше чем культурной.

    Image title

    - Согласна. Надеюсь, что так и получится. Поговорим о старой и новой Алмате: какие вы видите сложности в советских микрорайонах? Как с ними бороться? Что представляет из себя новейшая архитектура? Инклюзивна ли она? Не создает ли трудностей? Как, например, Есентай, который каждый день, кажется, грозится расползтись парковкой еще дальше?

    - У нас есть два Алматы. Первый это центральная часть с многоэтажной застройкой, где есть общественные функции и развитая инфраструктура. Сюда можно отнести и микрорайоны и новые жилые кварталы, здесь все более или менее благополучно и компактно.

    Другой Алматы - это новые территории Алатауский и Наурызбайский район, Турксибский и частично Жетысуйский. Здесь есть стихийная застройка, заборы, немощенные улицы, нет инфраструктуры, тротуаров, общественных пространств. Туда чаще всего трудно доехать на общественном транспорте, даже таксисты туда не все поедут.

    Новейшая архитектура - это шанс выжать больше денег из каждого гектара земли. Отсюда проблема плотности - вместо 2-х этажных домов строятся 16-20 этажные. Если парковка подземная, то автоматически жилье будет элитного класса. Если жилье социальное или для очередников, то можно говорить об удаленности от мест приложения труда, плохих отделочных материалах, отсутствии школ и детских садов поблизости.

    Среда в городе не инклюзивна, и отчасти это проблема того, что город имеет большой перепад высот и проектировался в советское время, когда инвалидов как будто не существовало. К тому же первые этажи зданий не были предназначены под коммерцию. Та же проблема с пандусами актуальна во всем городе. Если строить правильную инфраструктуру, то она будет занимать много места на улице, и стоить очень дорого, но это необходимо.

    Что касается Есентая, то это в видении наших олигархов идеальный город, кусочек западного мира. Есть хорошее пространство между зданиями, но сам комплекс выпадает из городской ткани, к нему трудно доехать на общественном транспорте, тяжело прийти пешком, потому что приоритет отдан людям на автомобилях.

    Image title

    -  Адиль, у меня последний вопрос – расскажите о современном социальном жилье? Что вы о нем думаете?

    Я немного охватил тему социального жилья в предыдущем вопросе. Я считаю, что социальное жилье нельзя строить высоким и сильно плотным, в идеале я вижу высоту в 6 этажей с квартальной застройкой и свободным закрытым внутренним двором для своих, где все соседи друг друга знают. Обязательно смешение функций, детские сады и школа в пешей безопасной доступности, велосипедная инфраструктура. Небольшие магазины у дома, поликлиника, развлечения, ну и небольшие бизнесы для местного населения.

    обсуждение
    Читать по этой теме