• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Беседа за чашкой кофе о литературе, женщинах  и переменах в жизни с автором курсов «Yes to reading» Евгенией Вовченко.

    Нам часто кажется, что один в поле не воин. Мы живем в век  постмодерна, когда  Люди-Гамлеты и  Люди-Дон-Кихоты  вызывают грустную улыбку,  мы убеждены:  мода на пассионариев осталась в двадцатом веке -  в одиночку не справиться с ветряными мельницами. 

    Разговор, который вы прочтете,  задуман как свидетельство в пользу романтиков, воинов-одиночек, Гамлетов и  Дон-Кихотов – в общем, всех тех, кто не боится и действует.  Этот разговор об истории одного книжного стартапа и о  том, как перемены в жизни могут изменить  городскую  среду и людей вокруг.

    Image title

     Девальвация чтения процесс сложный и многоплановый. Человек становится всё более многозадачным, теряет возможность сконцентрироваться на чем-то одном. Длинные книжные истории не вписываются в ритм современной жизни.  Происходит то, что социологи называют «трагедией горизонтов» - горизонт планирования  человека сужается, нам уже не до того, чтобы думать о вечном. В результате 35% россиян не прочитывает ни одной книги в год. И вопреки всем этим  показателям ты решаешь запустить книжный стартап, курсы по литературе,  и делаешь это весьма успешно. Выходит, всё не так уж и плохо?

    Сегодня в Москве  большое количество литературных лекториев  «Прямая речь», «Мой курсив», «Синхронизация»-   все эти курсы нам хорошо известны. Но всё, что на данный момент связано с популяризацией литературы, сопряжено с высоким уровнем понимания, с филологическими аспектами и глубоким погружением в текст. Каких-то массмаркет- проектов для неподготовленного читателя, увы, нет.  А человек, который приходит на курс последний раз классику читал в школе. Мало того, что он не совсем понимает, зачем читать, так он ещё и не знает, что именно  читать. Поэтому возникает потребность в подготовительном курсе для неискушенных, непрофессиональных читателей, в поддержке чтения. Когда я работала в издательстве, занималась проектами по популяризации чтения, то заметила, что ниша «литература для всех» пуста. Тогда и решила создать образовательный проект, который доступным языком будет  объяснять сложные вещи, связанные с литературой. Я понимала, что буду делать это для людей, которые хотели бы читать, но не могут решиться.

    Image title

    Книжная культурная ситуация  в Москве и Питере разительно отличается от ситуации в регионах. Как ты считаешь, получилось бы  у тебя реализовать стартап не в Москве, а в Ульяновске, например?

    Чтение в регионах менее доступно, чем  в Москве и Питере: закрываются библиотеки и книжные магазины из-за больших проблем с логистикой. Но запрос есть абсолютно у всех, мне звонили из Челябинска и спрашивали, почему я не провожу курсы там. Я думала о реализации проекта по всей России, потому что читать хотят везде – это совершенно точно, даже несмотря на то, что 40% россиян не прочитывает ни одной книги в год. Кстати, это вполне нормальная статистика, никто никогда не читал 100%. Ситуация, которая сложилась в Советском Союзе, вообще никак не связана с уровнем интеллектуального развития людей. Мол,  тогда люди больше читали и были гораздо умнее, чем сейчас. Нет. Просто то, что запрещали, очень хотелось прочитать. Запрещенная литература становилась субкультурой, задавала тренды, но как только литература стала доступной, ее перестали читать, вернее, стали читать меньше.

    По какому принципу ты формируешь программу для курса?

    Книги мы отбираем вместе с преподавателями, я показываю запрос аудитории, а преподаватель  немного его корректирует и адаптирует для курса. У многих еще со школьных времён остается неприятное ощущение, будто мы что-то недопрошли, недопоняли. Как правило, подобное чувство связано с Толстым, Достоевским, Чеховым, Пушкиным.  Это те имена, которые нужно знать в первую очередь, такой уровень beginner.

    Image title

    Когда ты впервые задумалась о запуске своего проекта? И как ты решилась на это одна, без инвестора, с условным стартовым капиталом?

    Я отвечала в издательстве за спецпроекты. У меня была социальная миссия, я делала  проект по популяризации чтения,  и мне нужно было понять, как связать чтение  с бизнесом. И как всегда бывает, совершенно случайно я вышла на Headliner School: курс по созданию проектов, где в качестве  кураторов выступали лидеры творческих индустрий. Я шла туда с целью вдохнуть жизнь в книги. Не хочу никого обижать, но все-таки книжная индустрия немодная, хотя потенциал у неё огромный.  Для меня было важно сделать модный проект по чтению через издание, сделать чтение хорошей литературы доступным не для круга избранных, а для массового читателя, поэтому я отучилась пять недель в Headliner School. Первые идеи проекта сначала отклонили - «кому нужны уроки литературы, все еще в школе от них устали». Мы много спорили, а на последнем этапе я даже сменила куратора. В итоге проект защитила, получила одобрение от комиссии и, самое главное, поняла, что я могу сама это сделать, с нуля. 

     Почему ты ушла из издательства и стала работать на себя?

    Я ушла, потому что издательство – это такая большая корпорация, где очень тяжело запустить что-то совершенно новое. Хотелось сделать мощный рывок ради самой себя и начать действовать самостоятельно. Полгода проект существовал на бумаге - я его тянула. В то же время я понимала, что за мной никто не стоит – ни спонсоры, ни менеджеры, ни подрядчики. Только я одна, сама, на свои деньги. Самое странное было представить себе, что всё это возможно, что один человек сможет справиться с такой задачей сам. И в какой-то момент мой знакомый, который наблюдал за мной, решил встретиться, дать  стимул, толчок. Он сказал, если  не знаешь, как делать, посмотри, как это делали другие, посмотри, какие механики, в каком образовательном формате, с какими фишками. В теории у меня всё это уже было, моя квартира была завешана баннерами по  периметру,  я вычерчивала графики – но это  было на бумажке, мне очень тяжело было перейти в реальность.  И когда реальный человек, который разбирается в бизнесе, мне сказал, что  всё это круто, что просто нужно начать – я начала.

    Image title

    Что такое работать на себя?

    Работать на себя – это колоссальная ответственность перед собой. Между работой в офисе и работой на себя  нет никакой физической разницы - процессы все одни и те же. Разница в психологической перестройке. Как это мне не будут платить зарплату каждое 25-е число? Моя мама до сих пор не понимает, как  я могу не ходить в офис и зарабатывать? Что это за работа, если не нужно ходить в офис?  (Смеётся)

    Image title

    Что и как ты обычно читаешь?

    Сейчас читаю книги по саморазвитию. Это примерно 70% от объема книг, которые планирую прочитать в этом году. Такие книги – отличный способ дополнительно прокачать свои профессиональные навыки, не стоит скептически к этому относиться.  Когда у меня происходит интеллектуальный перегруз, читаю легкую прозу типа «Марсианина». Когда хочется побыть романтичной барышней, понять ответы на  жизненные вопросы, я возвращаюсь к классике. Нам вообще очень повезло: русская литература это как русский балет – всемирное культурное достояние, с которым мы встречаемся tet-a-tet, в оригинале, без суфлеров и переводчиков.

    Текст: Яна Семёшкина

    Фото: Александра Соломатина

    обсуждение
    Читать по этой теме