• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Вы никогда не задумывались, почему птицы летают клином, то есть V-образно? Откуда такая мегалюбовь к эстетике и правильной геометрии форм? Ответ кроется в природной хитрости птиц и небольших фактах аэродинамики.

    Image title


    Для начала вспомним кое-что о самолетах. Они летают благодаря тому, что крыло имеет определенный профиль: над крылом поток воздуха движется быстрее, под крылом – медленнее. В итоге над крылом создается давление чуть ниже атмосферного, а под крылом – чуть выше, и этого достаточно для подъема самолета (не будем лезть в дебри физики полета самолетов – этому можно посвятить отдельный материал). Но когда крыло заканчивается, плавные горизонтальные потоки на его конце превращаются в мощные вихри. Вот, на фотографии внизу товарищи из НАСА вам это четко демонстрируют с помощью краски:

    Image title


    Эти вихри могут повлиять на стабильность полета, поэтому, наверняка, вы видели следующую картинку из иллюминатора. С подобными изгибами интенсивность вихрей, срывающихся с конца крыла самолета, снижается:

    Image title


    Теперь представим себе, что мы смотрим сзади на хвост летящего самолета. Вихри, слетающие с концов крыльев, образуют восходящие потоки слева и справа от пролетевшего самолета. В центре же образуется зона, где потоки воздуха устремлены вниз. Все, что будет лететь сзади и немного сбоку от самолета, будет ощущать поддержку. Все, что будет лететь строго сзади самолета, будет вдавливаться вниз.

    Image title


    Теперь вернемся к птицам. Общие принципы полета для пернатых не сильно отличаются. Как показали исследования многих орнитологов, птицы прекрасно чувствуют вышеописанные вихри. Модель их поведения такова: самые сильные, вожаки, летят впереди. По бокам от них образуются восходящие потоки, которыми и пользуются более молодые собратья. Таким образом, выстраивается клин. Все птицы, выпадающие из клина, чувствуют, что их вдавливает вниз, и стремятся опять вернуться в построение. В начале 2000-х немецкий любитель птиц (видимо, во всех смыслах этого слова :-) ), Ваймерскирх, даже смог доказать данную теорию. Он прикрепил пеликанам пульсометры, и заметил, что птицы в конце клина имеют меньшую частоту пульса, и, значит, реже машут крыльями. То есть, имеют поддержку от впереди летящих собратьев.

    Теперь, когда в следующий раз увидите летящих клином птиц, вспомните, что случайностей в природе не бывает.

    Литература и ссылки:

    H.P.Thien, M.A.Moelyadi, and H. Muhammad. Effects of Leader’s Position and Shape on Aerodynamic Performances of V Flight Formation

    Portugal, Hubel, Fritz, Heese, Trobe, Voelk, Hailes, Wilson & Usherwood. Upwash exploitation and downwash avoidance by flap phasing in ibis formation flight.


    обсуждение
    Читать по этой теме