• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408


    У гениального Толкиена орки – это извращенные злыми силами потомки прекрасных эльфов. Они имели красивое прошлое и влачат жалкое существование в настоящем.

    Нынешняя городская архитектура Казахстана – это оркоподобная версия некогда самобытной и узнаваемой архитектурной 1950-х-1980-х годов , объединявшей традиции Востока и Запада, древности и современности. В этой статье приведены несколько интересных фактов и сравнений, которые покажут, насколько сильно мы отстали от предыдущего поколения по части эстетики городской среды.

    О домах наискосок

    На фотографии – это первый в истории Казахстана микрорайон, построенный в 1960-х годах в городе Темиртау. Обратите внимание, дома стоят не строго вдоль линий улиц, а наискосок. В чем причина такого расположения – в странной эстетике советских архитекторов? Нет, все дело в практике. Климат в этом районе суровый, и, чтобы сквозняки не дули в окна, дома поставлены параллельно преобладающим ветрам, то есть ветер дует в глухую стену дома. Это несколько повышало температуру в домах зимой.

    Подобные приёмы были распространены и в Алматы, дома вписывались в определенные климатические условия (чтобы получать больше солнца, не мешать горным ветрам и т.д.). Сейчас же, в подавляющем большинстве случаев, дома строят исходя из выгоды, няшности, капризов жены архитектора (нужное - подчеркнуть), но никак не исходя из географическо-климатических условий.

    О самобытности алматинской архитектуры

    Алматинская архитектура к 70-м годам прошлого века обрела свое уникальное, узнаваемое лицо благодаря смеси советской школы, восточных традиций и национальных мотивов. Благодаря каким деталям алматинская архитектура 70-80-х годов стала самобытной?

    Алматинские «козырьки»

    В 1970 году, был построен Дворец им. Ленина (ныне – Дворец Республики). Самой запоминающейся чертой сооружения стал золотистый козырек над дворцом, напоминавший стиль золотых пагод загадочного востока. При этом, внешний вид дворца Республики был явно вдохновлен идеями известного французского архитектора Ле-Корбюзье, построившего к тому моменту на севере Индии город Чандигарх: козырек напоминает козырек дворца ассамблей, а фасад перекликается с дворцом правосудия. Так или иначе, магический микс французского гения и восточных мотивов вылился в шедевр архитектуры. К сожалению, реконструировавшие Дворец Республики «специалисты» совершенно не прониклись философией здания, оставив нашим потомкам стеклянный аквариум с перевернутой лестницей вместо козырька.

    В 1972 году был построен Дом дружбы , сейчас это здание центра межэтнических отношений. В нем мотив Дворца им. Ленина повторился – крыша на фасаде имела уклон, образуя нависающий козырек. Здание приобрело восточно-азиатский колорит, напоминая о географическом положении Алма-Аты.

    Козырьки положили начало элементам «нависания» верхней части здания над нижней частью. Так был оформлен театр им. Ауэзова, здания на площади им. Брежнева (сейчас – площадь Республики), дворец культуры АХБК (ныне – театр им. Сац), здание Дома Политпросвещения (напротив гостиницы «Казахстан»). Обратите внимание, насколько органично смотрятся нависающие элементы в этих зданиях – эстетика создается не красками, не отделочными материалами, а игрой объемов и светотеней – и именно в этом заключается уникальность того Алматинского стиля.

    Самым необычным элементом «нависания» оснастили здание нового, на тот момент, телецентра (которым заканчивается проспект Мира) – козырьком для темного стеклянного массива телецентра послужили светлые каменные «сталактиты».

    Завершая разговор об алматинских козырьках, стоит вспомнить здание автовокзала Сайран. Оно было одним из последних из золотой эпохи алматинской архитектуры, и изгиб крыши по всем сторонам стал лебединой песней тому самому узнаваемому «козырьковому» стилю Алматы.

    Прочие «фишки» алматинской архитектуры

    Многие безошибочно узнают алматинский стиль по вертикальным и горизонтальным пилонам на зданиях. Эти элементы конструкции придавали дополнительное разнообразие фасадам, причудливые игры светотени. Но главное их предназначение было в защите от перегрева. Такими элементами оснащали большинство алматинских фасадов, наиболее яркий пример – здание Дома Советов (ныне – здание Жилстройсбербанка по Абылай-хана), балки там сделаны стальными, и когда-то они даже могли поворачиваться (!). В свое время даже были проведены эксперименты - какие балки защищают от солнца лучше – горизонтальные или вертикальные. Оказалось, что на широте Алматы, для зданий, обращенных к югу, предпочтительнее покрывать фасад вертикальными пилонами. А при смещении фасадов в западную сторону выгоднее было добавлять горизонтальные балки.

    При всем этом, были разработаны и доказаны некоторые «золотые правила» строительства в сейсмоопасной зоне Алматы: строения должны были быть приближены в плане к квадрату или кругу, должно быть минимальное количество «выпирающих частей». Вспомните Дворец Бракосочетаний или большое здание с гигантским табло на Абая – Байтурсынова.

    К сожалению, в эпоху тотальной безвкусицы выросло целое поколение казахстанцев, а архитектура – это лишь вершина айсберга, плотная деградация общественного вкуса произошла и в популярной музыке, и в литературе. И не стоит оправдывать неэстетичность глобализацией технологий и прочей ерундой. Да и талантов меньше не стало. Просто народ не просит большего, не возрождает традиции и школу, а довольствуется подсовываемым суррогатом. Мы в культурно-творческой яме, надо это признать, понять ошибки и выбираться хотя бы на свой же былой уровень.


    Подготовлено по материалам Научной библиотеки АН РК


    обсуждение
    Читать по этой теме