• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • “Курмангазы-Пушкина”.

    Ни над одним постом мне не приходилось переживать несколько недель. Ответы чаще всего на поверхности и ждут лишь быть оформленными в связные предложения. Мне хотелось быть честной. Почему меня постер не оскорбляет, не восхищает? У меня нет гордости? Я безразлична? "Искусство выше нравственности" - так ли оно? Что такое искусство? Творчество свободно, безусловно?

    Очевидно было только одно - искусство, будь то музыка, литература, живопись, кинематограф занимает одно из самых мест в жизни человека. Особенно сегодня, когда мир напоминает жернова, события неподвластные нам формируют лицо (гримасу) истории и мы вынуждены жить в перманентном страхе неизвестности. Искусство едва ли не единственное, что освобождает нас, придает ценность напрасности каждого дня.

    Кто-то увидел в этом процессе зачатки свободы творчества, слова, независимости его от доминирующих в обществе ценностей, авангардности мировоззрения художников. Кто-то оскорбился и взыскал денег. Он четко очертил страхи и бескомпромиссное нежелание принимать новые вызовы и веяния, мстительное стремление уничтожить раздражитель и неистовое желание противопоставить себя большинству, томно поглядывать на землю обетованную, где одни только единороги, трава изумрудно зеленая и терпимость всюду, куда хватает глаз. 

    Во всей этой катавасии мне хотелось провести параллель между постером и поэмой "Вопль". Несмотря на огромный временной интервал постер казалось будет иметь для нас такой же эффект, какой поэма имела в свое время. 

    Поймите меня правильно, я не сравниваю поэму с постером. Нет в постере страданий современников, архетипа "лучших умов поколения", это забава, скромная творческая претензия и, тем не менее, очень важный, смелый и нужный шажок для нас.

    Вопль стал поэтической, литературной бомбой. Эпицентром битвы большинства против адептов нового видения. Последние ринулись в защиту того, что было важно для них. Это была отчаянная борьба, результат которой не заставил себя долго ждать - новый поворот в истории литературы, революция взглядов, свобода и мятеж. Словно дамба прорвалось общественное сознание. Поэма была оценена обществом как непристойная и бесполезная. В ходе же разбирательств она была признана как несущая "освободительный социальный заряд".

    В нашем же случае око оказалось избирательно и беспощадно там, где до этого казалось, что уж тут-то мы свободны. Как только дверь, куда робко имели смелость заглянуть создатели, с лязгом закрылась, ответ пришел - все могло быть иначе. 

    Оскорбленные могли использовать иные методы защиты своего оскорбленного достоинства. Требуя сбросить средневековые оковы, " воспрянуть ото сна", сторонники постера могли развернуть немного и свои взгляды в сторону обиженных и понять суть возмущений. Могло быть иным решение суда. Все так, как оно есть. Трибунал над тонкой материей и непропорционально строгое наказание.

    Не случилось. А значит еще не время. Значит долго еще в нашей пустынной степи не будет великого поэта, художника и не скоро рванет сверхновая звезда. И не скоро нам станет тесно, и не мы осмелимся посмотреть за горизонт.

    Зато наступило время начать задавать себе вопросы, неудобные вопросы. Какой мы хотим видеть эту страну, кому в ней будет место и на что мы готовы ради перемен, ради своего места. Есть ли у нас пресловутый свой путь? Мы оттягиваем неизбежное смирение с новыми до сих пор невиданными явлениями? Возведенная в культ, краеугольный камень общества - толерантность избирательна? Мы рабы условностей? До каких пор мы готовы отказываться принимать мир таким какой он есть и упорно пытаться сделать его таким каким он "должен быть", подгонять под "тысячелетние традиции" и прозябать ли нам на верхней полке среди запыленных, ненужных историй мировой культуры?

    обсуждение
    Читать по этой теме