• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Периодически в кино одна тенденция сменяет другую, и если сейчас актуальны кинокомиксы, то в 40-ые и 50-ые годы прошлого века верховенствовало направление «нуар»-фильмов.

    Image title

    Что же такое «нуар»? Разные источники трактуют это понятие совершенно по-разному от жанра в кино и литературе (так называемое «бульварное чтиво»), а впоследствии и в видеоиграх, до своеобразной стилистики. И то, и другое, разумеется, верно, но особого представления такие определения о «film noire», как это направление охарактеризовали некогда во Франции, не дают. Чтобы лучше понять, что есть «нуар», надо окунуться в атмосферу того времени, когда на смену позитивным фильмам с непременным хэппи-эндом пришли мрачные и кровавые истории, а лихих непобедимых героев и ловких ковбоев на экране сменили асоциальные персонажи, которых и героями то называть не приходится.

    Image title

    Первым по-настоящему культовым фильмом в направлении «нуар» стала лента «Мальтийский сокол», вышедшая в 1941 году. Американское общество в то время только-только приходило в себя после Великой депрессии, и в целом в Штатах царила атмосфера пессимизма и разрухи. Герой легендарного ныне Хамфри Богарта в «Мальтийском соколе» это частный детектив Сэм Спэйд, которого в один прекрасный день привлекательная женщина вовлекает в загадочное расследование, направленное на поиски утерянной статуэтки XVI века. Если поначалу и остаются какие-то намёки на то, что это типичный хороший парень, который расставит всё по местам и накажет всех мерзавцев, то уже к середине картины зритель начинает понимать, что и сам Спэйд далеко не ангел. Персонаж Богарта задал тон всем последующим «чёрным» фильмам – циничный представитель власти, не чурающийся грязных методов борьбы со злом, постоянно курит, пьёт и носит непременную шляпу.

    Image title

    Затем, как известно из учебников истории, началась Вторая мировая война, что не могло прибавить настроения людям, а значит и в кинематографе это продолжило отражаться в виде фильмов, где нет откровенно хороших и плохих парней, а у каждого есть свои цели и свои взгляды на ту или иную ситуацию. В военные годы вышла целая плеяда «нуар» фильмов и стали вырисовываться главные персоны в этой сфере, а именно режиссёр Билли Уайлдер, более известный широкому зрителю по фильму «В джазе только девушки», и писатели Раймонд Чандлер, Дэшил Хэммет и иже с ними, чьи труды как нельзя кстати подходили для «чёрного» кино. В 1944 году Билли Уайлдер представил на суд зрителей картину «Двойная страховка», которая помимо прочего укрепила в кино позицию такого персонажа, как femme fatale. Героиня Барбары Стэнвик стала таким же эталоном, как и сыщик Богарта, и сделала роковую женщину, манипулирующую главным героем, столь же важным атрибутом «нуара», как цинизм и бесконечный дождь.

    Image title

    Хотя были и другие примеры, даже можно сказать аналоги, подобного образа. Например, в ленте «Гильда» (1946) героиня Риты Хейворт, на первый взгляд являющаяся типичной хитроумной обольстительницей, на самом деле вполне ранимая особа.


    Пиком «нуар»-картин можно называть период в послевоенные годы, когда солдаты, отчаянно сражавшиеся за «свободу» и «страну», вернулись на родину, где практически всё было под контролем у гангстеров и бандитов, а до американской мечты было ещё чудовищно далеко. Время, в котором у простых людей, желавших жить по справедливости, не было никаких перспектив, как и предыдущие десятилетия угнетало народ. Фильмы соответственно продолжали быть такими же угрюмыми и дело даже не в чёрно-белой стилистике, которая, к слову, в «нуаре» была ещё более тёмной, а в том, что они изображали – верховенство преступности, многочисленные смерти, грозные переулки, так сильно напоминавшие реальность. Подобное отсутствие перспектив только в более художественной форме отразил режиссёр Рудольф Мате в фильме 1950-го года «Мёртв по прибытии». По сюжету той ленты главный герой узнаёт, что его отравили медленно действующим ядом и жить ему осталось около 24 часов, за это время он отчаянно пытается найти своего убийцу и ни что его не может остановить.

    Image title

    В эти годы к «нуару» обращались такие культовые сегодня персонажи истории кино, как Альфред Хичкок («Незнакомцы в поезде»), Стэнли Кубрик («Убийство») и даже Орсон Уэллс. Многочисленные запоминающиеся образы миру подарили Ингрид Бергман, Хамфри Богарт, Рита Хэйворт, Кэри Грант и многие другие.

    Как и всё хорошее, эпоха «нуара» подошла к логическому своему концу, стали модными другие жанры, а герои из подполья вернулись восвояси. Память же о них навсегда вписана в историю кинематографа, что выражается не только в любви настоящих киноманов к этому эстетскому блюду, но и в периодических попытках людей от мира кино реанимировать данное направление, некоторые из которых весьма и весьма успешны. Однако, то уже чаще именуется «нео-нуаром», а это уже совсем другая история.


    Так что же такое «нуар»? Наверное, это состояние, которое можно почувствовать, при котором проникаешься атмосферой пессимизма и отсутствия света в конце тоннеля; это ощущение манящей опасности и близости неоднозначных людей, чья харизма порой заставляет закрывать глаза на их поступки. Все эти ощущения и эмоции навсегда останутся с нами, и, знаете, это прекрасно.


    Смотрите только настоящий нуар и читайте Chronicle!

    Image title

    обсуждение
    Читать по этой теме