• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Старые добрые виниловые пластинки уже сейчас являются ретро-вещами, хотя, казалось бы, еще 25 лет назад их у нас активно использовали. Своеобразный, неповторимый звук, периодическое потрескивание и сам процесс выставления иглы и кручения пластинки не оставляют равнодушными музыкальных гурманов и по сей день. Наслаждаясь музыкой, многие и не задумывались – а как же извлекается звук с пластинки? Обычно люди довольствовались наблюдением «Игла бежит по дорожке – больше знать и не надо». На самом деле, всё значительно интересней.

    Изначально принцип «вырезания» на диске специфической дорожки, создаваемой звуком для дальнейшего сохранения и отображения этого же звука, озарил практически одновременно в 1877 году двух человек – американца Томаса Эдисона и француза Шарля Кро. Эдисон реализовал свой проект в виде цилиндра с оловянной фольгой, на которой вертикально колеблющаяся от звуковых волн игла создавала борозды. Проведя по этим бороздам иглой с усилителем звука, можно было извлечь записанный звук. Шарль Кро пошел другим путем – он решил, что игла должна колебаться горизонтально, и записал звук на плоский стеклянный диск, покрытый сажей. Перенесенная оптическим путем на хромовый диск, запись по методу Кро могла быть произведена также через иглу и усилитель звука. По сути, воспроизведение выглядело вот так:


    В итоге, французская бюрократическая машина на 10 лет забросила идею Кро, и Эдисон сейчас имеет право называться изобретателем описанного выше устройства - фонографа. Лишь в 1887 году перебравшийся из Германии в США немец Эмиль Берлинер, модернизировал и реализовал идею Кро, назвав свое детище граммофоном. Запись на диске была удобнее записей на цилиндре, а горизонтальные колебания иглы давали лучшее звучание, чем вертикальные, и граммофон вытеснил фонограф. Вскоре граммофоны уступили место патефонам – тем же граммофонам, только с меньшим размером раструбов и названным так по имени изобретателей – французских братьев Пате.

    В дальнейшем совершенствовались материалы, из которых изготавливались диски, сначала это был эбонит, потом шеллак, а с 60-х готов 20 века началось царствование поливинилхлорида, или просто – винила. Модернизировалась и система вопроизведения – стальные иглы сменялись на корундовые и алмазные, на смену механической передаче звука от иглы пришел пьезоэффект и электромагнитное усиление. Но не будем сейчас рассматривать данные детали. Будет более интересным понять – как же все-таки колебания иглы дают нам стереозвук?

    Для начала взгляните, как выглядит ровная на первый взгляд дорожка виниловой пластинки под микроскопом:

    Неровность вырезанных дорожек неслучайна. Это – отображение звуковой волны. Производители пластинок долгое время пытались прийти к пониманию, как должны выглядеть такие дорожки. Как уже говорилось выше, Эдисоновский фонограф имел вертикальные борозды, в результате чего игла могла записывать только один канал звука. Вертикальная модуляция не давала хорошего качества и громкости.

    Image title


    Далее, граммофон Берлинера применял горизонтальную модуляцию. Это улучшило качество и громкость звука.

    Image title


    Но звук все еще оставался моно, то есть одноканальным. Чтобы сделать из него стерео, требовалось совместить горизонтальную и вертикальную модуляции. Но применять устаревший эдисоновский вариант вертикального движения иглы было невыгодно – один канал (отображавший вертикальную модуляцию) в таком случае был бы всегда худшего качества, чем другой (отображавший горизонтальную модуляцию).

    Image title


    В результате было придумано простое и гениальное решение: развернуть конструкцию на 45 градусов, и сделать стенки канавок с наклоном в 45 градусов. В результате получится, что игла будет двигаться под углом 45 градусов в одном из двух направлений (в зависомсоти от рельфефа стенки), и каждая стенка будет отображать один из каналов:

    Image title


    В дальнейшем колебания иглы под углом 45 градусов передаются магниту, который, приближаясь или отдаляясь от неподвижных катушек, порождает ток различной силы. Ток (читай - сигнал) в дальнейшем усиливается и идет на колонки в виде стереозвука. Бинго!

    Image title


    Виниловая пластинка, имеющая более чем 130 летнюю историю, является примером красоты человеческого гения. Даже небольшие изъяны, наподобие потрескивания звука (обычно это порезы или частицы пыли, попавшие в звуковую дорожку), добавляют изюминку в процесс прослушивания старых записей, а высокочастотные звуки приглушаются.

    Может именно поэтому мне, лично,  виниловые записи кажутся более теплыми и расслабляющими.


    обсуждение
    Читать по этой теме