• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Вас не интересовало, почему на выходе из какого-нибудь магазина, у хипстера срабатывает сигнализация на книгу? Или, в свете возможного введения платного въезда в центр Алматы, как можно оплачивать въезд на дорогу, не останавливаясь? Или возможно, вы видели вот такой знак на замученных алматинских валидаторах?

    Image title

    Так вот, все это – звенья одной цепи под названием «технология RFID», входящей в жизнь казахстанцев все более уверенной поступью.

    Для того чтобы вы представляли о какой эпичной финтифлюшке мы сейчас поговорим – вот она.

    Image title

    Причем размер ее можно уменьшить вот до таких, и это еще не предел:

    Image title

    Да, друзья. Вы все пользуетесь неведомой загогулиной из будущего и даже не подозреваете об этом. Поэтому мы и решили осветить данную тему.

    История технологии RFID, технологии радиочастотного распознавания (radio-frequency identification), начинается в конце Второй Мировой войны, когда в Советском Союзе, Соединенных Штатах Америки и в странах Европы велись разработки множества видов электроники.

    Один из первых шагов в сторону современной технологии радиочастотной идентификации сделал в 1945 году советский изобретатель Лев Сергеевич Термен. В 1973 году в США был выдан первый патент на активную и перезаписываемую RFID-метку. «Активная и перезаписываемая» означает, что метка обладает собственным источником питания, который позволяет считывать информацию на большом расстоянии (до нескольких десятков метров), и информация на метке может быть неоднократно  изменена. Именно эта веха стала основной на пути к современному виду технологии.

    В Казахстане технология радиочастотной идентификации применяется ограниченно большой частью в сфере торговли. Примером можно представить использование RFID-меток в качестве наклеек на книгах. Происходит это так: на выходе из магазина установлены считывающие устройства, при попытке пронести книгу с RFID-меткой через сканер, считывающее устройство даст сигнал об этом – классическое «противокражное» применение.

    Image title

    Кстати, со временем, возможно, у нас вообще отпадет надобность в ловле «воришек». Товары могут поголовно оснащаться RFID-метками, в результате товар будет оплачен с виртуального счета покупателя при проходе мимо считывающего устройства. И неважно где при этом покупатель держит товар – в корзине, в кармане, во рту или где ему еще взбредется.

    Пару лет, а может и меньше, казахстанские СМИ распространили информацию о том, что в ближайшей перспективе некоторые алма-атинские улицы станут платными. Насколько скоро это будет воплощено в жизнь – знать не могу, однако вероятность такая есть. Чем же здесь может помочь технология RFID? А помочь она может тем, что спасет алма-атинцев и гостей города от проблем с оплатой пользования автомобильными дорогами.

    На автомашине устанавливается RFID-транспондер – специальное устройство, которое отправляет и принимает сигналы, а на улицах города устанавливаются специальные датчики. Машина въезжает на платную дорогу, проезжая через специальные ворота. Транспондер и считывающие устройства обмениваются информацией, а со специального счета списывается стоимость разового проезда. Водитель должен будет перечислять на этот счет деньги или через платежные автоматы или через электронный банкинг – это уже не принципиально.  В том случае, если сумма на счету будет меньше, чем стоимость проезда, или же вообще будет отсутствовать – то счет уйдет в минус. А чем больше счет будет уходить в минус, тем скорее водителем заинтересуются правоохранительные органы.

    Машины без транспондера въехать на платную дорогу не смогут, либо же будут стоять в очереди перед пунктом оплаты. Транспондеры покупаются за счет автомобилистов и будут стоить денег, причем не самых малых. Сделано будет это для того, чтобы создать город максимально неудобным для личного транспорта, но для стимуляции пользования общественным транспортом. На полном серьезе эта популярная в Западной Европе концепция планируется к внедрению и в нашем городе.

    Image title

    Другая идея, связанная с алма-атинским транспортом и RFID – идея использования RFID-транспондеров в общественном транспорте. Практически то же самое, что и для проезда по платным дорогам, только на транспондере дополнительно хранится информация о том, когда пассажир сел в автобус или метро. К тому же, в отличии от транспондеров автомобилистов, пассажирские радиочастотные транспондеры должны быть бесплатными, переданными в доверительное пользование.  Контроллеры оплаты не верят в честность пассажиров, да и правильно. При проверке оплаты за проезд они могут посмотреть время посадки пассажира и сравнить его с фактическим временем. Вот, к примеру, как выглядит карта оплаты метро с RFID-чипом для московского метро:

    Image title

    Радиочастотная идентификация в Казахстане еще звучит жутковато и веет чем-то из секретного советского НИИ, однако в нашу жизнь технология вошла, и сделала это надолго.

    обсуждение
    Читать по этой теме