• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Выходной день. Май. В Париже начинает разгораться костер туристического сезона, его искры в виде туристов с разных концов Земли порой проскакивают в самых неожиданных местах. Однако основное пламя разгорается в «попсовых» Лувре, Эйфелевой башне, Нотр-Даме. Если посчастливилось иметь в наличии свободное время, то тоже поддаешься соблазну.

    Берешь фотоаппарат, одеваешь наручные часы, спускаешься в лифте, нажимая кнопки с выпуклыми точками для слабовидящих людей. На улице тебя окружает гул моторов, афиши кабаре, рекламы кинотеатров. Провожаешь взглядом в небе воздушный шар вдали и вдруг понимаешь… какой Лувр? Зачем? Все, что ты только что видел – фотоаппараты, часовые механизмы-турбийоны, шрифт Брайля для слепых в лифте, двигатели внутреннего сгорания машин, воздушные шары, само кино в конце концов – ведь все это было изобретено здесь, рядом с тобой! Ты в эпицентре научной мысли нескольких прошедших столетий, и хочешь идти смотреть на Мону Лизу, просто потому что так делает вон та змейка пожилых японских туристов? Чушь.

    Познавать Париж необходимо от обратного. Это – город гениальных идей и событий. Нужно просто выбирать то, что тебе по душе – и в Париже обязательно найдется выставка/музей/мероприятие на нужную тематику.

    Поэтому, Chronicle начинает серию познавательных репортажей из Парижа о мероприятиях, музеях и выставках, посвященных человеческому гению.


    Сегодняшний наш герой – вот этот мужчина. Уберите детей от экранов.

    Image title


    А теперь – убранных детей срочно верните к экранам, ибо нам есть чему научиться и за что быть благодарными герою сегодняшнего рассказа.

    Зовут его Шарль-Эдуар Жаннере, нам более известен псевдоним – Ле Корбюзье. Будучи гениальным архитектором и дизайнером, он приложил руку ко многим революционным идеям в архитектуре ХХ века, таким образом повлияв и на нашу казахстанскую действительность. Данный материал основан на данных, собранных во время посещения выставки «Ле Корбюзье: человеческие измерения» в центре Помпиду в Париже. Качество фотографий оставляет желать лучшего, но прошу принять во внимание, что это эксклюзив, специально для читателей Chronicle.

    Художник

    Рожденный в конце 19 века, Ле-Корбюзье учился на мастера-часовщика, но довольно скоро переключился на архитектуру и живопись. В 1918 году он, совместно с другом Амеде Озенфаном декларирует создание нового стиля живописи – пуризма. По сути, они сказали: Пикассо и кубизм – это хорошо, но надо, чтобы картины были рациональными. Предметы, произведенные промышленностью, должны направлять основные линии рисунка, подчеркивая красоту геометрических форм. Звучит красиво, и идея для прогрессивного времени – что надо, но на деле вышли вещи довольно странные:

    Image title

    Image title

    Поняв, что пуризм не имел значительного успеха, Ле-Корбюзье ударился целиком в архитектуру. Он начал выпускать журнал «Эспри Нуво», заодно играя роль бунтаря, выступая эдаким Маяковским от архитектуры.

    Архитектор

    Например, в начале 1920-х годов был составлен план города на 3 миллиона жителей. Он поражает несколькими вещами. Во-первых, Ле-Корбюзье предложил массово селить людей в небоскребы. Не работать, как это было в Америке, а именно заселять.

    Image title

    Во-вторых, эти здания кажутся современными и для нынешнего времени, если бы не одно но. Посмотрите на автомобили у здания – это старинные антиквариаты. И взгляните на крышу – там аэродром из самолетов-бипланов! Это очень хорошо подчеркивает ценность инноваций Ле-Корбюзье – в наше время произошли революционные изменения в автомобилях и самолетах, а здание с этой картинки до сих пор выглядит современно.

    Image title

    В этом же плане Ле-Корбюзье применил систему микрорайонов. Взгляните на эту картинку:

    Image title

     И сравните ее с микрорайонами Алматы (взято с сайта voxpopuli.kz). А ведь между планом Ле-Корбюзье и возведением наших микрорайонов - 50-летняя разница!

    Image title

    Image title

    Как видно, Ле-Корбюзье очень сильно повлиял на советскую школу архитектуры, и от него нам осталось в наследство множество решений. Началось все с того, что в 1927 француз сформулировал свои 5 главных требований к зданию: 1) Вместо стен первый этаж держат столбы-опоры; 2) крыша должна быть плоской, чтобы на ней модно было разбить сад; 3) внутреннее пространство должно быть свободно изменяемым; 4) окна должны идти горизонтальной лентой по фасаду; 5) Сам фасад не должен быть несущим, и а должен быть свободно изменяемым. В итоге Ле-Корбюзье строит целый ряд зданий, но особо выделятся вила «Савой», где все пять принципов были реализованы.

    Image title

    Сейчас такие здания кажутся нормой. Но, чтобы вы почувствовали степень новаторства, взгляните на считавшийся в те времена пристойным проект дома в России:

    Image title

    Но амбиции советских архитекторов были соизмеримы с размерами страны, да и французские культурные поползновения не пресекались на корню цензурой. И по всему СССР архитекторы очень быстро учились идеям Ле-Корбюзье. В Алмате множество зданий носит отпечаток творчества француза.

    Здание Академии Искусств имени Жургенова проектировалось М. Гинзбургом, дружившего с Ле-Корбюзье. Ленточные окна дают об этом знать.

    Image title

    Дальше - больше. Здание нынешнего ЖилСтройСберБанка – воплощение всех пяти «заповедей» архитектуры Ле-Корбюзье. Тут вам и столбы вместо стен на первом этаже, и фасад без несущих стен, и плоская крыша:

    Image title

    Отметился заимствованием идей и Актау. Вот многоэтажка по проекту Ле-Корбюзье:

    Image title


    Возьмите ее правое крыло и сравните с еще нетронутой временем многоэтажкой в Актау. Те же несущие опоры на первом этаже, декоративная стена по центру здания и навес на последнем этаже:

    Image title

    Ниже - жилой дом-комплекс по проекту француза в Марселе. Этот дом интересен тем, что стал одним из первых, построенных по принципу жилого комплекса: там есть все – от магазинов и мастерских до детского сада. Сейчас у нас таких комплексов много, однако Ле-Корбюзье был одним из основоположников такого подхода. Интересная деталь: при строительстве дома марсельские бетонщики не смогли сделать гладкой опалубки, и на бетоне оставались каналы и швы. Ле-Корбюзье не стал с этим бороться, а просто сказал, что чем проще-тем лучше. Это вписывалось в новый стиль,  французом же и изобретенный– брутализм.

    Image title

    Так вот, ячейки подобного типа наблюдаются и в мотивах актауских домов

    Image title

    Но одно здание в Казахстане стоит (а точнее стояло) особняком. Дворец Республики в Алматы был построен под явным влиянием зданий города Чандигарха, спроектированным Ле-Корбюзье для Индии. Об этом мы писали в материале об утраченном вкусе алматинской архитектуры chronicle.kz/post/308/

    Вот фотография правительственного здания в Чандигархе:

    Image title

    А вот наш старый добрый Дворец Республики, варварски уничтоженный нашими неадекватными архитекторами, не знающими истинную историю лучших зданий города. Мотивы, взятые у Ле-Корбюзье, очевидны:

    Image title


    Дизайнер

    Реализовав в себя в архитектуре, Ле-Корбюзье активно участвовал в моделировании интерьеров. Сложно поверить, но данный рисунок француза относится к 1927 году! Да-да, в то самое время, когда у наших прабабушек-прадедушек везде стояли сундуки и массивные шкафы, а стекла в окнах крепились гвоздиками, Ле-Корбюзье уже предлагает кресла-стулья уровня 21 века и ленточные окна на кухне.

    Image title

    Для интерьеров Ле-Корбюзье внедрил целый ряд мебельных инноваций. Многие из вас видели или даже пользуются мебелью, смоделированной впервые именно нашим героем (образцы на фото датированы 1929 годом!):

    Image title

    Image title

    Инноватор

    Ле-Корбюзье ставил человека на первое место, и вокруг него ориентировал свои проекты. Для этого он даже изобрел целую философско-архитектурную систему под названием «Модулёр». Она основана на принципах золотого сечения, числах Фибоначчи, среднем росте человека и т.д. Наброски человека-модулёра сами по себе уже стали классикой, хотя имеют практическое применение и построены на математических принципах

    Image title

    Французский архитектор не побоялся покуситься даже на то, что считалось неприкосновенным. В 1953 году он спроектировал церковь-капеллу Роншан. Форма сооружения была настолько странной, что местные жители отказывались подавать в нее воду и свет после возведения. Но время все расставило по местам – сейчас церковь приносит огромный туристический доход жителям. А во всем мире именно после этого стали возводить храмы, соборы и мечети необычной формы. В Казахстане, например, отличается интересной формой Павлодарская мечеть, и ее необычность сейчас воспринимается положительно во многом благодаря пересмотру взглядов, начатому Ле-Корбюзье.

    Image title


    Успех инноваций поднял авторитет Ле-Корбюзье на недосягаемую для архитекторов 20 века высоту. Эйнштейн не даст об этом соврать (кадры из фильма, демонстрируемого на выставке):

    Image title

    Дети

    Ле-Корбюзье доживал свой век в маленьком деревянном доме, построенном по принципу Модулёра на берегу моря. Архитектор, который ставил человека на первое место, естественно, уделял внимание и детскому воспитанию. Он спроектировал и построил несколько домов-комплексов с детскими садами, о чем на выставке свидетельствовал целый фильм:

    Image title

    Мне, в свете всего этого, бросилось в глаза просто огромное по казахстанским меркам число детей на такой серьезной выставке, чего в наших музеях, к сожалению, не наблюдается:

    Image title

    Казалось бы, девочка, лет восьми от роду, смотрит мультики. Ан нет – ролик называется «Жилые комплексы Ле-Корбюзье»:

    Image title

    А здесь и вовсе кажется, что фотография сделана в парижском Дисней-ленде, а не в комнате «Акустический период творчества архитектора»:

    Image title

    Я вот к чему. Родители смотрели на картины и рисунки, а дети – на модели домов и видеоролики. Некоторые дети ничего не понимали, но многие спрашивали, удивлялись. При наблюдении этого всего на ум приходит немного горьковатая для меня, казахстанца, мысль. Пройдет время, и память о таких мероприятиях обязательно сформирует у некоторых французских детей вкус к искусству, тягу к архитектуре или инженерии. И у них будут и дальше появляться Ле-Корбюзье, Моне и Эйфели. А наше общество, со своей нелюбовью к познанию и жуткой приземленностью, со своим желанием воткнуть ребенку в руки планшет вместо физической карты мира, рискует и дальше продолжать смотреть с открытым ртом на изобретения Европы и копировать ее достижения.

    обсуждение
    Читать по этой теме