• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Chronicle продолжает репортажи с парижских музеев и выставок, посвященных гению человека. В прошлый раз мы рассказывали о величайшем архитекторе XX века, Ле-Корбюзье. А сегодня мы отправляемся в музей Пикассо в Париже, чтобы окунуться в мир иллюзий великого испанского мастера и попытаться понять секрет его успеха. Фотографии были сделаны прямо в музее, поэтому, как обычно, немного жертвуем качеством в обмен на эксклюзив.

    Для начала, давайте сразу расставим точки над i. Пикассо – художник высочайшего класса. Как вы думаете, сколько лет было Пикассо, когда он рисовал эти картины?

    Image title


    Image title

    Ответ удивляет: первую картину он нарисовал в 15 лет, а вторую – в 11 лет.

    Поэтому, разговоры о том, что «и я могу рисовать мазню, как Пикассо» нелепы, ибо Пикассо ничего не стоило создавать классические картины с точной передачей образов и цвета. Но в его время случился кардинальный перелом в искусстве: фотография и кино входили в жизнь людей. Художникам больше не требовалось быть привязанными к точности передачи образов, чтобы «оставить их в памяти потомков». Живопись перешла в режим поиска новых эмоций и направлений, и Пикассо стал одним из тех доноров, кто дал искусству свежую кровь, и именно в этом заключается ценность картин испанского гения. Он был готов принять насмешки публики, о чем говорят его слова: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше».

    Итак, добро пожаловать в Парижский музей Пабло Пикассо. Он находится в одном из легендарных парижских зданий, в котором в свое время находилась инженерная школа, где учились Эйфель и Пежо (да-да, тот самый, у фирмы которого на решетке радиатора теперь лев).  Музей открылся в 1985 году, и олицетворяет годы, которые провел Пикассо в Париже. Произведения художника распределены по темам и времени создания, поэтому посещение становится увлекательным путеводителем по биографии художника.

    Ранние картины художника вы видели выше, при этом ключевую роль в становлении Пикассо сыграл его отец, бывший преподавателем-художником. После не слишком усердной учебы в Королевской академии художеств, в самом начале 20 века, Пабло живет в Барселоне. Переходный период и «тараканы молодости» породили в голове художника некоторую мрачность, его картины того времени насыщаются холодными тонами. Персонажи картин, мягко говоря, не воодушевляют, их недостатки не скрываются. Вот автопортрет – не скажешь, что Пикассо здесь 24 года:

    Image title

    А вот портрет женщины – Селестины. Кстати, для тех бедолаг, кто видел нашумевшее черно-синее интернетное платье в бело-желтых цветах, предупреждаю сразу: фон за Селестиной синий, а рамка – золотистая:

    Image title

    Но Пабло недолго пребывал в состоянии мрачности, и переехав в Париж в 1904, окунулся в мир яркости. Театры, кабаре, скандалы-интриги-расследования – все это привело Пикассо от его «голубого» мрачного периода в «розовый», оптимистичный. Примером перехода к светлому периоду может служить известная картина «Девочка на шаре». Или вот эта картина, «Три голландки»:

    Image title

    Далее, начинается то, что эксперты и любители живописи назовут «рождением стиля Пикассо», а весь остальной мир называет «парню просто надоело рисовать классику».

    «Автопортрет». С момента прошлого автопортрета прошло 4 года. Либо Пикассо поплохел, либо стиль стал явно упрощаться:

    Image title

    «Сидящий натурщик». С трудом, но пока еще различимо, что натурщик, а не натурщица:

    Image title

    Все эти эксперименты с формой привели Пикассо к созданию нового стиля - кубизма. «А почему бы не развернуть все плоскости трехмерного предмета на одну общую плоскость?», - подумал Пабло, и начал творить.

    Вот вам «Мужчина с гитарой». Где гитара, а где мужчина - решайте сами:

    Image title

    А вот «Мужчина с бородой». Кстати, обилие бород на картинах Пикассо примечательно. За 100 лет до Тимати, между прочим:

    Image title

    После увлечения кубизмом, в начале 20-х годов, Пикассо немного поумерил свои эксперименты. На это повлияло и венчание с русской балериной Ольгой Хохловой, и насыщение от интриг, связанных с оформлением сцен для скандальных балетов («Русских сезонов» Дягилева) в Париже. В это время Пабло даже снизошел до нескольких классических картин, наподобие портрета Ольги:

    Image title

    Но долго разум гения не мог жить без новых приключений, и после 1925 года Пикассо охватывает страсть сюрреализма. «Кричащий» период его творчества характеризуется параноидальными образами, и особенно достается женщинам.

    Картина «Поцелуй». С трудом угадывается кто и в каком количестве целуется, но тем не менее:Image title

    «Женщина в красном кресле». Кричит, судя по всему:

    Image title

    В этот период Пикассо не обходит стороной и тему детских воспоминаний. Коррида до конца жизни была важной темой его картин. Одной из наиболее известных является «Бегущий минотавр»:

    Image title

    К концу 30-х годов Пикассо синтезирует все свои опыты от кубизма до сюрреализма, его картины приобретают фирменный почерк. Пикассо заматерел, и, осознавая свою гениальность и влияние на людей, почувствовал ответственность за создаваемые образы.

    Картины с минотаврами приобретают определённый сюжет:

    Image title

    Бородатые мужчины обретают кубистическую брутальность с явными цветовыми контрастами:

    Image title

    И даже женщины, все еще рассеченные плоскостями, кажутся более гармоничными («Портрет Доры Маар»):

    Image title

    Во многом на Пикассо повлияли политические события – гражданская война в Испании и распространение фашизма. Рисовать, например, разорванные лица людей уже было не к месту. Вместо этого Пикассо создает ряд картин, отражающих беспокойство за мир. Самой известной стала «ГернИка», аллегория на ужасы войны, которая создавалась в Париже в несколько этапов:

    Image title

    Сейчас «Герника» хранится в Мадриде, а из представленных в Парижском музее работ обращает на себя внимание картина «Кот, ловящий птицу», сигнализирующая о растущем насилии в Европе:

    Image title

    В послевоенный период Пикассо продолжал пропаганду пацифизма. Многие из вас наверняка помнят его знаменитую голубку, ставшей одним из главных символов стремления к миру. Ее использовали многие коммунистические партии как символ стремления к миру между странами. Но особенно в этот период выделяется картина «Резня в Корее» о войне на Корейском полуострове. Учитывая прокоммунистические взгляды Пикассо, в принципе понятно, кто изображен на этой картине в виде солдат в стальных латах, поэтому картина не прошла цензуру в Южной Корее (где ж хваленая свобода мнений?) и была запрещена долгое время:

    Image title


    До своей смерти в 1973 году мастер продолжал работать в свое удовольствие. Из этого периода наиболее примечательны его интерпретации великих картин других мастеров. В частности, так выглядит «Завтрак на траве» Эдуарда Мане в интерпретации Пикассо:

    Image title

    Оригинал, к слову, вызвавший скандал в свое время, выглядит вот так:

    Image title

    Вот мы с вами и прошлись по некоторым работам коллекции Парижского музея Пикассо. Рассказ о гении был бы неполным без одного интересного момента. Пикассо говорил о своем принципе работы: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу». Свои «думы» Пикассо зачастую сначала излагал на бумаге в виде своебразных стихов. В них нет ни рифмы, ни знаков препинания. Есть лишь описание образов, которые можно выплеснуть на картины. Вот, как вам такое «стихотворение» Пикассо:

    Пылают дети вырванные из живой извести листьев подвижных как ртуть которая пригорает на дне кривого лезвия ножа царапающего рану.

    Но самый гениальный, на мой взгляд, вот этот отрывок:

    Однако дух соли не считает раны на спине миндаля который издевается над гневными взглядами толпы и сдерживает свой разум лишь для того чтобы вдоволь посмеяться перед серебряным карманным зеркальцем отдающим в его руке сдачу врагу и совершающим долгое путешествие вокруг сцены где карп подпрыгивает под аплодисменты масла на сковороде.

    Рана на спине миндаля. Карп. Подпрыгивает под аплодисменты масла (!) на сковороде. Может показаться несусветной чушью. Но эти образы впиваются в сознание, они погружают в несуществующую реальность. Если их возьмется изобразить на холсте художник-дилетант, то цена такой картине - ноль. Но если эти образы запечатлевает художник-мастер, который отказался от классической живописи во имя этих самых образов, то это притягивает, удивляет, возмущает. В этом – новое дыхание искусства. В этом весь Пикассо.

    обсуждение
    Читать по этой теме