• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    В продолжение серии репортажей из Парижа, Chronicle вновь рассказывает вам о гениях человечества. Сегодня мы отправляемся в музей Сальвадора Дали, где узнаем семь интересных фактов о великом художнике, и, как ни странно, сделаем несколько интересных для нас, казахстанцев, выводов.

    Музей Сальвадора Дали в Париже небольшой, и совсем не соответствует представлению о музее художника. Здесь вы не найдете самых известных картин Дали, но окунетесь в атмосферу его «не-от-мира-сего» образов. Иначе, наверное, и быть не могло: главный возмутитель спокойствия среди художников XX века не должен иметь «стандартного» музея.

    ФАКТ 1

    Экспозиция открывается 12 картинами за авторством Дали, которые подводят итог его 50-летнему эпатажному творчеству. Например, картина-воспоминание самого Дали о его появлении в США.  Приехав в Америку, художник не нашел ничего лучше, как разбить камнем витрину магазина «Тиффани», чтобы потом предложить хозяину переоформить эту витрину. Хозяин согласился, и покупатели повалили толпой.

    А вот за этой картиной под названием «Вышвырнутый как сигаретный бычок» - целая история о том, как Сальвадор был изгнан из круга сюрреалистов основателем этого течения – Андре Бретоном.

    Image title

    Вообще, сам Бретон, французский писатель и поэт, положивший в основу сюрреализма эпатаж, был еще тем «светским дебоширом». Однако даже вся честная компания сюрреалистов была поражена, когда в их ряды в конце 20-х ворвался Сальвадор. Вот что пишет сам Дали:

    «Они проявили известную терпимость к моим скатологическим (прим. – изображающие экскременты) сюжетам. Зато наложили "табу" на многое другое. Изображать кровь мне разрешили. По желанию я даже мог добавить туда немного каки. Но на каку без добавок я уже права не имел. На любую задницу смотрели очень косо. К лесбиянкам они относились вполне доброжелательно, но совершенно не терпели педерастов»

    Когда художнику стало скучно в этом обществе, для провокации прокоммунистических сюрреалистов Дали создал эту картину:

    Image title

    Официально она называется «Загадка Вильгельма Телля». Но лицо у Телля взято от….. Ленина! Вот как объясняет все сам художник:

    «Этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею в виду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов. На руках у него будет маленький мальчик — это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: «Он хочет меня съесть!..»

    ФАКТ 2 

    У Дали всегда было, мягко говоря, неадекватное восприятие образа Гитлера. По другому вот такие опусы художника и не назовешь:

    «Гитлер почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного … Никакие краски не смогут насытить моей жажды совершенства, когда я наконец стану изображать тот сверхпитательный бред, тот мистический плотский экстаз, который сразу же охватит всего меня, едва я начну запечатлевать на холсте след гибкой кожаной бретельки, врезающейся в плоть Гитлера.»

    При все этом Дали ясно осознавал, что его мания имеет параноидальный характер и аполитична. Он пояснял:

    «Я не могу быть нацистом хотя бы по той причине, что, если Гитлеру случится завоевать Европу, он не преминет воспользоваться этим, чтобы уморить там всех истериков вроде меня, как это уже сделали в Германии, где к ним относятся как к каким-нибудь дегенератам».

    ФАКТ 3

    Улитка – один из ярких символов творчества Дали. Она олицетворяет его самого – мягкого внутри, но скрывающего свой мир под крепкой оболочкой, поэтому испанец использовал улитку при всяком удобном случае. Вот «Фрейд с головой улитки». Причем тут немецкий философ? Просто Дали, видите ли, увидел перед встречей с Фрейдом сон с улиткой на велосипеде в главных ролях, и отождествил моллюска с черепом философа.

    Image title


    А вот улитка с крыльями. Здесь все как-то даже скучновато для философии Дали: соединение медленного животного и быстроты перемещения на крыльях:

    Image title

    ФАКТ 4

    Продолжаем взрыв мозга. Следующей точкой экспозиции является комната-имитация католического собора, откуда вещает на экране сам Дали, рассказывая о своем видении религиозных сюжетов. С экрана художник на французском с испанским акцентом безапелляционно утверждает: «Хесус – сэ дю фромаж. Де монтань де фромаж!», что в переводе означает «Иисус – это сыр. А точнее гора сыра!».

    И тут же – оригиналы иллюстраций, которые Дали поместил в Biblia Sacra - Библии, изданной в конце 60-х годов с благословения Папы Римского, между прочим.

    Image title

    ФАКТ 5

    А вот следующая часть экспозиции – фирменный бредоперформанс, реализованный Дали в 1956 году в легендарном Парижском районе Монмартр. Со словами «Мельница производит муку, я же собираюсь из муки создать мельницу!» Дали обмакивал хлеб в чернила, заталкивал его в рог носорога (!!) и выкидывал с силой хлеб из рога на холст. Получались вот такие вот кресты- «мельницы» Дон Кихота.

    Image title

    ФАКТ 6

    Дали любил создавать Анаморфозы. Это такие объекты и картины, которые меняют свой вид при взгляде с определённого ракурса. Вот бабочка (на первый взгляд):

    Image title

    Но взгляните на цилиндр над ней и увидите грозное лицо с длинными усами, похожее на самого Дали.

    ФАКТ 7

    Упомянутый выше Андре Бретон дал художнику прозвище – AVIDA DOLLARS («жаждущий денег»), составленное из тех же букв, что и имя SALVADOR DALI. Все потому, что Дали никогда не скрывал, что на искусстве можно делать деньги, и его выходки зачастую были маркетинговым ходом.  Дали смог «отделить» свои образы от картин – они превратились в скульптуры, статуэтки, рисовались по шаблону, массово выпускались с разрешения самого художника. Наиболее известные из образов Дали, вышедших на рынок – часы, расплывающиеся как сыр камамбер, слон на длинных ногах, Алиса в стране чудес со сплошным лицом, телефон с омаром вместо трубки и даже диван в форме губ скандальной актрисы Мэй Уэст.

    Семь фактов, о которых мы вам сегодня рассказали – малая часть поразительного мира Дали. Отдельных историй заслуживают и мультфильм с Диснеем, и работа над оберткой «Чупа-Чупса», и отношения художника с женой-музой Галой. Интересующиеся люди могут все это найти в других источниках…

    Но посещение музея наталкивает неравнодушного к казахстанскому обществу человека на другую мысль.

    Становится просто по-человечески обидно, что у нас все наоборот – чудаковатость талантливых людей в обществе высмеивается. Талантливые люди с необычными взглядами не воспринимаются, потому что живут по принципу «Самое важное - внутри», в противовес царящему у нас культу пивного живота и дешевой показухи. Поэтому не удивляйтесь, что «у них там» и дальше будут появляться гении наподобие Дали, в то время как у нас, под звуки «самана сэт фамана фэт» от небезызвестного эмси, уже наступил коллапс творческого разнообразия и креатива.

    обсуждение
    Читать по этой теме