• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Буквально сразу после работы в обычный вторник и без нашумевшего казахского опоздания мы встречаемся с командой паблика, а теперь уже целого портала, «Давай Сходим», которые анонсируют самые яркие события Алматы и Астаны. Я собрала ребят чтобы, наверное, задать главный вопрос - «Как на ровном месте, сидя дома, завести паблик в социальных сетях и сделать из этого большой и крутой проект?»

    Image title

    Ребят, вначале было слово.. А у вас что? Вы изначально начинали свой проект в таком составе?

    Бакдаулет Исаев: С самого начала для нас это было хобби. Еще в мае 2012 Бакдаулет Бекжанов один создал сообщество в Вконтакте «Сен үшін» («Для тебя»), где пользователи могли бы находить стихи и истории о любви на казахском языке. Затем я присоединился к нему, мы вместе переводили известные выражения, что-то сочиняли сами.

    То есть, это был обычный, как говорят, «ванильный» паблик, который вели двое тогда еще пацанов?

    Оба Бакдаулета (смеются): Нет, давайте скажем так – паблик, который вели студенты. Так будет звучать лучше.

    Бакдаулет И.: Все шло хорошо, но затем мне тоже захотелось завести свой паблик. Я решил, что он будет о культурной жизни Алматы. Потому что мне и друзьям было в первую очередь самим интересно знать, что интересного происходит у нас в городе. Название, кстати, придумал Бакдаулет (Бекжанов). Мы сидели, думали, и я спрашиваю у него: «А как назвать паблик, который бы анонсировал о том, куда сходить?», он отвечает: «Давай сходим?». Мы подумали, а  почему бы и нет?

    Image title

    Где вы в первое время искали мероприятия?

    Бакдаулет И.: В интернете, на новостных сайтах. Искал, сам публиковал, и как-то все шло медленно. И, наверное, хорошим таким толчком стал тот день, когда я увидел информацию о том, что в городе открывают Tram Cafe. Я скопировал эту информацию. Правду говорю, скопировал (улыбается). И опубликовал ее у себя. Эффект был шикарный. Это меня вдохновило, и я решил, заниматься этим основательно.

    Никогда не возникало конфликтных ситуаций с администрацией города?

    Бакдаулет Б.: Нет, такого никогда не было. Мы сотрудничаем с управлением культуры города Алматы. Они регулярно высылают нам релизы мероприятий, что проводятся с их участием. И если нам мероприятие подходит, мы его анонсируем.

    Какой была ваша аудитория спустя полгода и сейчас?

    Багдаулет И.: Около пяти тысяч тогда и сейчас 83k в Вконтакте. 17k на facebook и 55,1k в Instagram.

    Вы никогда не занимались накручиванием фолловеров и все эти люди – реальные?

    Нурсултан Кипшакбаев: Конечно, это те люди, которые сами пришли к нам. И потом, прошло уже три года, поэтому это нормальный результат.

    Бакдаулет И.: А что вы считаете накручиванием?

    Ну, там, массовый фолловинг или еще что-нибудь..

    Айдос Капанов: Покупка ботов – это накрутка. Мы этим никогда не занимались. Ботов мы не покупали, но рекламу даем иногда, потому что нам время от времени нужно себя раскручивать.

    Image title

    Когда появились платные посты?

    Бакдаулет И.: Где-то примерно спустя полгода после создания сообщество. Мне написал диджей, с просьбой анонсировать его мероприятие, а взамен он предложил пополнить мне 2000 тенге на баланс телефона. Я подумал, а почему бы и нет, единицы не помешают. Студентом же был (смеется). А потом уже люди стали чаще предлагать свои анонсы.

    И тогда вам уже пришлось перерастать из простого сообщества в сети в ТОО?

    Бакдаулет Б.: Когда стали появляться клиенты, которым требовались документы,  мы начали использовать свое ИП от другого бизнеса, и вот уже примерно год, как мы официально ТОО «Давай Сходим».

    Бакдаулет И.: Мы платим налоги (смеется)

    А какой была стартовая цена за публикацию? От чего отталкивались, когда начали составлять свой прайс?

    Бакдаулет Б.: Стартовая цена – 2000 тенге на телефон (смеется)

    Бакдаулет И.: Тогда я был в курсе всех цен в сообществах нашей страны. Я сравнивал цены между собой, учитывал наше количество пользователей и высчитывал цену за публикацию. Например, тогда паблики, которые были нацелены на массы, были оченьпопулярным и у них цена была около пяти тысяч за одну публикацию. Я понимал, что людей  у нас гораздо меньше, поэтому и сбивал цену. Но не забывал о том, что у нас тематический паблик, который несет в себе информацию, а это цену прилично увеличивает.

    Image title

    Когда вы поняли, что вам нужен офис?

    Бакдаулет Б.: Изначально мы работали из дома, так продолжалось примерно два года. Потом нам захотелось уже работать постоянно, вместе и строить уже серьезные планы. За год мы уже сменили два офиса.

    Пока вы работали одни, весь заработок вы делили вдвоем?

    Бакдаулет Б.: Делить тогда особо нечего было. Мы копили эти деньги, так как чувствовали, что в  этот проект нужно будет инвестировать. В ту же рекламу, в тот же самый будущий офис Нам повезло, мы в то время параллельно занимались шоколадными фонтанами и нас это неплохо кормило (смеется).

    Сначала паблик о любви, затем шоколад..  :)) Сколько сейчас в день публикаций?

    Бакдаулет Б.: В среднем до 10-12 публикаций. Но не все новости у нас в паблике коммерческие.

    Айдос: На самом деле проводится много культурных бесплатных мероприятий, которые могут быть интересны нашей аудитории, естественно, нам за них никто не заплатит, но это и в наших интересах – дать такую новость.  

    А какая средняя цена за публикацию?

    Бакдаулет Б.: 15 тысяч тенге за один пост.

    И какой же у вас средний доход в месяц? Не то чтобы я считаю ваши деньги, но интересно узнать о том, к каким цифрам привел такой вот стартап.

    Бакдаулет И.: Ну, смотрите, рекламных постов в день от 1 до 6. В принципе можете посчитать (смеется).

    Ок, пару дней с платными постами и зарплату одному сотруднику вы уже накопили :)) А планируете поднимать цены?

    Бакдаулет И.: Ну, это все зависит от роста аудитории. На самом деле, тут  все очень быстро меняется. Это касается и рынка, и рекламодателей. Конечно, мы уже на том этапе, когда нужно задумываться о каких-то сбережениях, продвигать свой проект. Сейчас много средств инвестируется в мобильную версию сайта, потому что мы работаем с московскими специалистами. В планах еще запустить приложение.

    Ребят, а какие новости вы  у себя никогда не публикуете? Даже за деньги.

    Бакдаулет Б.: Наша аудитория – это очень живые люди, у которых очень насыщенная жизнь. Ни любят ходить по интересным выставкам, заведениям. Хотят развиваться в культурном смысле. И то, что противоречит этому образу, не появляется у нас. Особенно это касается пропаганды алкоголя, табака..

    То есть, например, новость о дегустационном вечере Moёt&Chandon у вас не появится?

    Айдос: Как раз-таки Moёt&Chandon звучит культурно (смеется)

    Бакдаулет Б.: Винная тематика относится к культурным мероприятиям (улыбается)

    Айдос: Но угарную вечеринку с морем алкоголя и стриптизом мы у себя анонсировать, точно не будем. Мы все предложения рассматриваем индивидуально. И потом, мы уже примерно знаем реакцию аудитории на ту или иную новость. И если предчувствуем негатив, то публиковать такую новость не будем.

    Image title

    А что касательно религиозных, политических мероприятий?

    Бакдаулет Б.: Если это религиозные праздники на государственном уровне, то мы можем обсудить.

    Айдос: Например, о праздновании Курбан-айта в такой-то мечети мы можем написать. А о собраниях маленьких сектантских групп, конечно, нет.

    А благотворительные, социальные новости?

    Бакдаулет И.: Мы всячески стараемся поддерживать такие анонсы и, конечно, не берем за них денег.

    Айдос: Но тут такой очень тонкий момент. Нам сначала нужно досконально проверить эту новость, потому что давать непроверенную информацию для широкой аудитории мы не можем.

    Image title

    А самые странные новости, которые вам предлагали опубликовать у себя?

    Бакдаулет Б.: (смеется) Наверное, это когда один отель предлагал бартер. Они нам новость, а мы в любое время можем пользоваться всеми их услугами. Мы отказали.

    Каким рекламодателям приходится отказывать? Если такое бывает, конечно.

    Нурсултан: Я каждый день отказываю (смеется). Это касается новостей, где присутствует пропаганда того о чем мы говорили раннее. Или же, когда предлагают новость о сексуальных тренингах по соблазнению.

    Айдос: Но отказывать нужно тоже аккуратно. Потому что завтра этот же рекламодатель может придти с другим и уже хорошим предложением.

    А вы сами ходите на мероприятия, которые анонсируете у себя?

    Нурсултан: Редко, потому что очень часто нам предлагают бартер. Если так посудить, то в этом городе мы можем бесплатно есть, спать и развлекаться (смеется). Но мы хотим развиваться как коммерческая организация, а не как компания, которая постоянно тусит.

    Я заметила, что у вас есть реклама заведений. А что если это место с плохой кухней и атмосферой, но рекламодатель приходит с хорошим предложением, вы анонсируете?

    Бакдаулет Б.: Как правило, мы все бывали во всех тех заведениях, о которых пишем. Поэтому тут мы ориентируемся на наш какой-то опыт и вкус. Если место действительно плохое, мы не будем его анонсировать.

    Нурсултан: Но мы уже знаем, что плохое заведение к нам не придет (смеется).

    Вы недавно запустили свой сайт, вам не хватало своего паблика?

    Бакдаулет Б: Проблема паблика в социальных сетях была в том, что там нет удобного поиска новостей. А нам хотелось бы анонсы делить на категории, тем самым улучшив поиск для пользователей. Мы понимали, что когда-нибудь нам нужен будет свой сайт, но мы к нему шли долго. Зато теперь там все разложено по полочкам, в случае, если вам интересны только концерты или выставки. Конечно, контент дублируется с пабликов, но на сайте информации больше. Ну и в целом, по функционалу мы там себе можем позволить большее. Например, если проходит маленькое местечковое мероприятие, и о нем мы не можем написать для широкой аудитории в пабликах, мы легко можем сделать это у себя на сайте.

    Айдос: На сайте есть еще такая функция, когда организаторы могут сами добавить свою новость. Конечно, это все модерируется нами, зато бесплатно. Это особенно хорошо для тех, у кого нет своего сайта. Они пишут нам новость со всеми картинками, картой проезда и тд. Мы публикуем эту новость, а они эту ссылку в своих социальных сетях. Очень удобная штука, которая к тому же хорошо индексируется в поиске.

    А как вы относитесь к тому, когда подборку ваших новостей крадут другие ресурсы?

    Айдос: С кражами вообще очень интересный момент. Это происходит часто, но мы не видим в этом трагедии. Все новости мы берем из открытых источников, либо новость пришла от рекламодателя и когда эта новость транслируется не только у нас, но и на других площадках – это же хорошо. Новость получает еще большую огласку (улыбается). Обидно, конечно, когда не указывают нас в качестве источника.


    Планируете вырастать во что-то большее или в таком режиме как сейчас, можно еще долго поработать?

    Бакдаулет И.: У нас есть уже астанинский паблик, скоро я переезжаю в Астану и хочу заняться им основательно. Потому что есть хороший спрос.

    Бакдаулет Б.: Мы хотим быть гайдом не только для местных жителей, но и для приезжих и туристов, чтобы благодаря нам они быстро вливались в темп города. И планируем расширяться, писать не только об Алмате и Астане, но и об остальных городах Казахстана.

    Фотографии: Манат Каринов

    обсуждение
    Читать по этой теме