• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Chronicle публикует завершающий эксклюзивный репортаж из парижских музеев о великих гениях искусства и науки. Сегодня мы отправимся в музей Огюста Родена для того, чтобы понять, о чем же все-таки думает знаменитый «Мыслитель» и почему скульптура «Граждане Кале» заставляет улыбнуться казахстанца.

    Столь модные сейчас рейтинги и опросы типа «ИКС самых знаменитых ИГРЕКОВ мира» (где ИКС – это число, а ИГРЕК – все что угодно) выделяют три величайших шедевра мировой скульптуры – Венеру Милосскую, «Давид» Микеланджело и «Мыслитель» Родена. При этом общественные стереотипы и сила масс-медиа таковы, что чем больше разговоров о каком-то шедевре, тем больше увеличивается его отрыв от менее «раскрученных» конкурентов. Таким образом, Огюст Роден стал заложником своей самой знаменитой работы. «Мыслителя» копируют везде, с помощью фотошопа сажают в самые неожиданные и, порой, непристойные места, активно используют в рекламе.  Но на самом деле, мир Огюста Родена намного более разнообразен. Окунуться в него с головой можно именно в Отеле Бирон, более известном как Парижский музей Родена.

    Image title

    История Родена характерна для целой россыпи французских художников середины XIX века.  С горем пополам закончил школу, увлекался рисованием, несколько раз провалил экзамены в Школу изящных искусств. После женитьбы приобрел мастерскую, переоборудованную из бывшей конюшни. Именно здесь начинается история становления великого скульптора, и начинается она, как и подобает духу того времени, со скандала.

    В 1863 году Парижское общество было шокировано картиной Мане «Завтрак на траве», нарушавшей каноны классической живописи изображением голой девицы на пикнике в компании двух одетых джентльменов. И, как раз ровно через год после этой истории, молодой Роден подает заявку на презентацию в Парижском Салоне своей работы «Человек со сломанным носом». Как и Мане, Роден бросил вызов классической школе, создав изображение простого человека со всеми его изъянами. Естественно, работу не приняли.

    Image title

    Но время шло, и Роден стал получать положительные отзывы. Спустя 10 лет, бюст человека со сломанным носом был все же принят для выставки в Салоне. Мастерство Родена достигло такого уровня, что при создании других работ его даже обвиняли в создании гипсовых слепков с натурщиков.

    Звездный час Родена настал в 1880 году, когда он создает «Врата Ада» - входной портал для одного из парижских музеев. При создании «Врат» скульптор вдохновлялся «Божественной комедией» Данте, фресками Микеланджело и готической архитектурой. «Врата Ада» стали настолько известными, что многие скульптурные группы из этой работы «зажили» собственной жизнью. Они были увеличены в масштабе и выставлены как отдельные произведения. Вот «Поцелуй», повествующий об истории трагической любви Франчески да Римини. А вот «Три тени», которые в оригинале находятся по центру над «Вратами». Но эти замечательные скульптуры были затменены «Мыслителем» - олицетворением как самого Данте, так и собирательного образа творца. Оригинальный, небольшой, «Мыслитель» находится по центру «Врат» прямо под «Тремя тенями». А ставший легендарным увеличенный «Мыслитель» возвышается в скверике у Музея и окружен прекрасными розами. Учитывая что Мыслитель взирает на врата АДА, можно предположить, что в голове у него крутится «What the HELL is going on», причем в буквальном смысле этого слова. На самом деле, по плану Родена, Мыслитель находится в раздумьях о бренности жизни и людских грехах.

    После создания «Врат» Роден уже стал уважаемым скульптором. Ему поступали заказы на изображение великих людей Франции. Наиболее интересны истории двух произведений.

    Первое – скульптура Виктора Гюго. Так как великий французский писатель был еще жив, он разрешил Родену бывать у себя дома для запечатления образа, но категорически отказался позировать. Скульптура рождалась тяжело, с многочисленными вариантами и корректировками. Многих возмущал тот факт, что Роден в качестве эскизов создавал обнаженные фигуры Гюго. Как бы то ни было, скульптура была закончена, но так и не оценена современниками по достоинству.

    Второй скульптурой, вызвавшей резонанс, было изображение Оноре де Бальзака. Так как последний обладал довольно тучной фигурой, то Роден облачил писателя в балахон, сосредоточившись на динамике жестов и лица. Но если вы подумали, что Роден просто решил схалтурить на детализации тела, то это не так. Скульптор не раз детально создавал тело Бальзака, а потом покрыл свою работу балахоном. Бесполезная трата времени, скажут некоторые. А на самом деле - настоящий профессионализм и любовь к своему ремеслу. Но, как и во многих случаях с талантливыми «бунтарями», вызывающую работу многие критики не восприняли. В наши же дни скульптура Бальзака стала самым знаковым изображением писателя.

    Особенность музея Родена в том, что основные шедевры находятся в его саду – от «Врат» и «Мыслителя» до «Бальзака». Кроме этих работ, выделяются копии фигур из другого шедевра Родена – «Граждане Кале». Эта скульптура в оригинале установлена в одноименном городе как дань уважения бургомистрам (!), сдавшимся в плен английским войскам во время осады города Кале в обмен на снятие осады. По преданию, англичане казнили сдавшихся бургомистров, но город в итоге не тронули. Произведение выражает героизм и трагичность ситуации, но оно было, в стиле Родена, слишком неклассическим для своей эпохи – Роден хотел, чтобы скульптура стояла на земле, как можно ближе к реальности и к простому народу, а не стояла холодной глыбой на высоком постаменте.

    Отвлекшись от познавательного момента, я смотрел на этих замученных, но смелых правителей города и внезапно, не скрою, улыбнулся. Оттого, что представил на минуту, как выглядела бы ситуация, если нашим казахстанским чиновникам пришлось жертвовать свободой во благо народа. Проплывающие тучные мордочки в  костюмчиках сдаются условному врагу. Те, кто не успели удрать, откупиться или скрыться за трехметровыми заборами.

    Image title

    В целом, музей Родена очень уютен. Ценности ему придает тот факт, что Роден в начале ХХ века выкупил этот готовившийся к сносу заброшенный особняк, отстоял его и вдохнул в этот уголок Парижа особенный дух - в лучших традициях новаторского искусства того времени. Музей полностью отражает атмосферу прогрессивных идей великого француза,  по прошествии времени вставшего в один ряд с лучшими скульпторами в истории человечества.

    обсуждение
    Читать по этой теме