• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    В прошлое воскресенье мы снова собрались поговорить о городе, о том, что нас волнует. Беседа получилась очень увлекательной, все пришли со своими собственными идеями и темами для разговора. Вместить все рассказанное, обсужденное, к сожалению, в один материал не удастся. Читайте самое интересное из наших разговоров ниже

    Олжас Акимов - маркетолог в одной из национальных компаний

    Евгений Кочетов – экономист, автор книги «Слова, которые изменили Казахстан»

    Куан Бекесов – дизайнер


    Chronicle: По уже сложившейся традиции давайте начнем с позитивного – что бы вы отметили в качестве улучшений в городе за последние пару лет?

    Куан: Я бы сказал, что все, что менялось к лучшему в городе так или иначе связано с именем Имангали Тасмагамбетова. Это дороги в первую очередь, а еще красивые здания и дома, озеленение. Кстати, если говорить об архитектуре, то здесь прогресс виден невооруженным глазом – посмотрите на дома «Семь бочек» и сравните с новыми зданиями! А еще хотелось бы отметить, что уровень культуры растет. Мы меняемся к лучшему. Яркий тому пример – чистые улицы

    Chronicle: А я, знаете, всегда скептически относилась ко всем новостройкам в городе, левый берег же неуютный совершенно, но вот недавно выдался случай – я побывала в Family town. Ребята, это идеальный спальный район: никаких тебе непонятных возвышенностей, пандусов громадных или высоток. То есть наконец-то Астана — это больше не только неуклюжее левобережье, но и вот такие кварталы. Было бы еще здорово, если бы квартиры в этих домах не стоили очень дорого

    Image title

    Куан: Согласен – все продумано, красиво, с умом, со своей атмосферой

    Олжас: Я, как водитель, отметил бы дороги. Например, четвертая дополнительная линия на многих городских улицах во многом спасает ситуацию. Но есть и проблемы – к примеру, вот на этом небольшом участке дороги от театра до Меги три светофора! Проехать этот маленький отрезок занимает очень много времени. А почему бы не строить надземные или подземные пешеходные переходы? Это бы решило проблемы

    Куан: Точно!

    Олжас: Ну вот как на Аль-Фараби, например, в Алмате

    Куан: Или у нас на Бараева. Хотя, этот переход неудобный

    Олжас: Там, наверное, хотели построить какое-то уникальное сооружение, а надо же обычный простой переход, а не Пизанскую башню

    Chronicle: Знаете, как говорят, город, строя наземные и надземные пешеходные переходы, тем самым признает свою беспомощность в решении своих транспортных проблем..

    Куан: Ну, я не совсем согласен

    Олжас: Неоднозначная точка зрения – машин меньше становиться не будет точно, но светофоров должно становиться меньше, на мой взгляд

    Chronicle: Это потому что ты водитель. Надземные и наземные переходы, по крайней мере те, что у нас имеются – это адский труд для стариков и инвалидов

    Куан: Можно я еще кое-что добавлю, про велосипеды хотел сказать. Вот понаставили их по городу, а люди ведь толком не ездят на них даже, потому что нет ни инфраструктуры подобающей, ни культуры вождения

    Евгений: Я бы хотел поговорить о культуре. Я помню, когда первые алматинцы приехали сюда, я был маленьким еще тогда, местные смеялись над ними. Их ведь издалека видно было – 40 градусов мороза на улице, а они без шапок. Они не особенно старались подстроиться под местный колорит, а местные, в свою очередь, не хотели подстраиваться под приезжих, думали – “что за снобы”. А сейчас у города появилась своя культурная окраска. Помнится, буквально в прошлом году мы с женой ездили в Алмату, она рисует, хобби такое, и еще у нее свой бизнес. Так вот, по ее словам, в Алмате можно сидеть в будни в кофейне и рисовать, и никто на тебя внимания не обратит и даже подумают, что это здорово. Здесь же в такой же ситуации люди воспримут тебя как бездельника. Так сложилось, что Астана все время была городом офисного планктона. Но сейчас заметно, что ситуация меняется! Яркое тому доказательство – представители разных субкультур. Вы посмотрите, сколько их у нас появилось, не знаю, где они были раньше. Если говорить о культуре в широком смысле, то она появилась, например, в том же строительстве. Стали уделять внимание подъездам, то есть стало понятно, что человеку недостаточно просто пройти в свою квартиру; а еще появились малые архитектурные формы. Раньше помните, как было – идёшь по водно-зеленому и там одни изваяния тенгрианской культуры и все на этом. В совокупности, все это подталкивает город расти культурном плане. И все же до Алматы нам как до Китая, образно говоря. Где-то три недели назад проходил книжный фестиваль в Алмате, а чуть ранее аналогичное мероприятие прошло в Астане. Разница была разительной. И тем не менее, два года назад, эта пропасть была неимоверной. Сейчас она все меньше и меньше. Должен добавить, что я думаю, что небольшая разница все же должна сохраняться – Алмата должна оставаться неким оплотом, городом с уникальной историей

    Image title

    Chronicle: Я понимаю о чем вы – у нас впервые прошел фуд фест в Астане, у жителей были высокие ожидания, но получилось из рук вон плохо. Похожий фестиваль в Алмате прошел немногим позднее уже на недосягаемо высоком для нас уровне. Предлагаю немного сменить тему. Поговорим вот о чем – большинство коммерческих помещений не левом берегу строятся площадями от 100 кв м, что значит малому и среднему бизнесу на левом берегу делать нечего. Так вот как вы думаете, каким образом это влияет на городской ландшафт

    Куан: Если говорить о нашем примере – мы нашли офис для нашей дизайн студии в очень правильном месте в бизнес центре

    Chronicle: Ну в вашем случае да, это удобно, вас находят в интернете, но в то же время организации, расположенные вдоль улиц на первых этажах это же и ощущение комфорта и безопасности. То есть, мне кажется, что имеет смысл городским властям регулировать площади таким образом, чтобы в одном здании, условно, было помещения и в 30, и в 50, и 70 квадратов

    Куан: Это коммерция, бизнес

    Олжас: В каком-то смысле да, дело, возможно, в ментальности - желание заработать деньги быстро

    Евгений: Я работаю в этой сфере и могу сказать, что сейчас застройщики стали задумываться о том, что помещения должны отвечать требованиям определённого бизнеса. Раньше как было – строится дом, и коммерческие помещения в нем были второстепенны. Приведу пример – у нас есть много коммерческих помещений и они пустуют, они никому не нужны. Что мы делаем? Мы ведем диалог с предпринимателями. Они часто спрашивают анализируем ли, думаем ли мы вообще о том, под что будут в итоге использованы эти площади - это и не та высота, и коммуникации не те. Скажу больше – городские власти стали задумываться об этих вещах. То есть мы к этому идем и точно придем

    Chronicle: Это хорошая новость, иначе левый берег в том состоянии, в котором он сегодня, абсолютно не приспособлен для ведения малого бизнеса и, естественно, МСБ задвинут в менее удобные районы. А ведь за услугами и товарами мы, в большинстве своем, едем на левый берег

    Куан: Это то же медленная эволюция. Так было со многими сферами, с искусством, например. Кстати, я был на одной фотовыставке, и туда пришли только родственники выставлявшихся и друзья. А все потому что в этой сфере дефицит информации – рекламы, но ситуация тоже меняется, необходимо терпение

    Олжас: Согласен, я тоже чувствую недостаток. Я узнаю о мероприятиях только от друзей и знакомых

    Image title

    Chronicle: Если хотите знать о проводимых мероприятиях в Астане надо фоловить sxodim.kz. Что касается коммерческих помещений, то, я думаю, это не совсем та сфера, где можно позволить себе декады на эволюцию

    Олжас: Кстати, возвращаясь к сравнению Астаны с Алматой, наверное, слышали про инстаграм аккаунт акимата? Почему бы и в Астане не завести подобный?

    Chronicle: У нас есть народный контроль на сайте акимата

    Евгений: Народный контроль не самая удобная площадка. А в случае алматинского акимата все ясно – молодой градоначальник собрал вокруг себя таких же молодых специалистов и это показательный пример. А вообще, недовольство и рождает такого рода нужные вещи. Я жил два года в Москве, учился, и там, помню, пойти просто в кинотеатр купить билет и пойти на сеанс это нереально. Еще тогда я восторгался их онлайн сервисами

    Олжас: На счет кинотеатров хорошо подмечено. Помните времена, когда в городе был только cinema city. Тогда поход в кино был праздником, можно было встретить весь город

    Chronicle: Помню, здорово было. Раз уж мы о кинотеатрах, спрошу про кинотеатр Алатау в Алматы Вы думаете городские власти должны были постараться найти компромисс или недовольство — это роскошь в текущей экономической ситуации?

    Куан: Я считаю, что если что-то не нравится, то ты должен подойти разумно и предложить конструктивную альтернативу

    Олжас: Мне кажется, что власти немного перегнули палку. Все-таки это какое-то культурное наследие, которое дорого людям, и там можно было бы сделать тот же самый музей

    Евгений: Тут, наверное, надо немного разделять. Помните, была шумиха по поводу сноса другого здания в Алмате. Там все понятно – здание несло архитектурную ценность, это как если бы у нас здесь стали сносить здание на Бокей хана 30 40-х годов, то, где раньше был ООН. А здесь ведь мотив – воспоминания только, а таких воспоминаний может быть неисчислимое множество. Да и здание частное, что могли поделать городские власти? Я вас уверяю, если бы власти вмешались, ситуация была б обратной – их бы обвинили в притеснении бизнеса

    Куан: Согласен, важно понять в чем важность и суть жалоб. А вообще я за жалобы людей и проявление позиции. Для меня это удивительно. Здесь ведь не так – жалуйся сколько угодно и всем все равно

    Олжас: Это потому что все заняты с 9 утра до 6 вечера

    Chronicle: У меня есть вопрос к Евгению, как к экономисту – давайте поговорим о предпринимателях. Что кормило астанинских предпринимателей до кризиса, и чего им ожидать теперь?

    Евгений: Вчера я решил не брать машину и прогуляться пешком. Я шел по Иманова и впервые увидел – на одном из домов было 3-4 вывески с надписью “продам бизнес”.  Когда замечаешь такие вещи, понимаешь, что что-то идет не так. Ситуация, конечно, потрясла всех. Например, моя жена занимается бизнесом, и я вижу, как упала покупательская способность населения, нам еще предстоит это ощутить. Люди стали задумываться о том, на что тратят деньги. Понятно, что предприниматели, продающие, производящие товары первой необходимости продолжат работать, чего нельзя сказать о сфере услуг, здесь речь о колоссальных потерях. И в этой ситуации непонятна информация, поступающая от Национального банка, которая не дает нам понять, чего ожидать и к чему готовиться хотя бы на короткий период

    Chronicle: Ну вот, у Куана, например, дизайн студия и таких сотни, тысячи. Что делать этим людям? Ждать поддержки от государства?

    Евгений: От государства не стоит ожидать поддержки. У меня есть знакомый, который всегда говорил, что он надеется только на себя, и так оно проще. Это сложный вопрос. Однозначно, что эти события многому нас научат. Научат думать заранее, поджиматься где-то. Приведу пример, в богатейшей Малайзии я обращал внимание на то, какими телефонами пользуются люди там – в большинстве своем это бюджетные телефоны. А теперь подумайте о том, какая у нас ситуация – айфон в кредит это же национальная особенность. Хотелось бы, чтобы эти события сбалансировали немного ситуацию и научили нас жить по средствам. Наверное, это прозвучит жестоко, но ненужное все уйдет

    Image titleКуан: Я полностью согласен. Нам давно надо было одуматься. Вы только посмотрите на что люди тратят деньги, какие свадьбы устраивают! И, Евгений, то, что вы сказали, это не жестоко. А еще, когда мы говорим о том, что пора начать производить, мы не совсем понимаем, что некому производить.  Система образования слабая, большинство полученных дипломов — это часто бесполезные бумажки

    Chronicle: А мне кажется, что это должно нас научить думать в плоскости экономики, если так можно выразиться. Растить детей, который умеют что-то делать руками, пересмотреть отношение к бизнесу. А те же самые свадьбы – это личное дело каждого. Ну то есть, до тех пор, пока экономика готова принять, предложить рабочие места тем же самым выпускникам-инженерам Назарбаевского Университета, а это значит, будет нуждающаяся в них промышленность, а люди все еще выбирают выбрасывать десятки тысяч долларов на свадьбы, то и Бог с ними

    Евгений: Я согласен

    Олжас: Все правильно, давно нужно было брать курс на производящую экономику. Расскажу вот такую историю – у моего знакомого есть двоюродный брат, который по Болашаку отучился в Стэнфорде, прошел практику в BMW. Там тогда как раз проводились работы над камерой заднего вида, и он был одним из 10 младших научных сотрудников. По окончании учебы Ericsson в США предложил ему работу, но он отказался по известным причинам. Он приезжает в Астану в надежде на работу, достойную его образования. Болашак работу ему не находит, но у него обязательства. В итоге человек работает в каком-то ТОО айтишников. По неофициальным данным только в прошлом году страну покинуло 16 000 образованных молодых специалистов. Это немаленькая цифра

    Куан: Надо сказать, что уехавших ребят можно понять и, что они молодцы

    Chronicle: На этом фоне у меня другой вопрос, всегда интересный– предположим началась гонка городов в стране, идеальная конкуренция. Какие у Астаны конкурентные преимущества в привлечении инвестиция и человеческого капитала?

    Куан: У каждого города свои преимущества, а один из доводов в пользу Астаны – у города статус столицы

    Евгений: Магнитами являются – государственные органы. А для многих компаний, тесно работающих с ними, это огромные издержки. То есть им выгодно располагаться поближе. Яркий пример – переезд Национального банка в Астану. Многие банки второго уровня объявили, что приезжать вслед за ним не станут, но это не так. Если вся финансовая инфраструктура будет здесь у них не останется выбора

    Image title

    Chronicle: Должна сказать, я никогда не задумывалась над вопросом с этой точки зрения. Отлично подмечено. У меня теперь другой вопрос – есть теория, согласно которой скучный однообразный городской ландшафт вполне способен ввергнуть нас в состояние депрессии.  Даже есть точные цифры – в идеале при скорости пешехода 5км/ч городской ландшафт должен меняться каждые 5 секунд, таким должно быть идеальное обустройство городских улиц. А в Астане чувствуете ли вы себя подавленными?

    Куан: Разумеется, хотелось бы, чтобы благоустройство было везде, но на меня, например, городской ландшафт не имеет большого влияния. Мне куда важнее компания

    Олжас: Для меня, как алматинца, очень важны деревья. Здесь я люблю гулять по Абая, от Республики до Валиханова. Дома старенькие, но деревья создают атмосферу уюта

    Евгений: Помните деревца возле Байтерека, когда их только сажали? Сейчас там лес!

    Олжас: Да, еще лет 10 и в этом отношении Астана ничем не будет уступать Алмате

    Евгений: Это еще и вопрос архитектуры. В Москве, например, выходишь из метро – а там вот эта грязь под ногами, серые дома и нет ничего хуже. У нас еще много парков. Я помню, когда работал возле дома министерств, выбирался на обед в близлежащий парк. Там правда отдыхаешь, переключаешься, что называется

    Chronicle: На счет парков согласна, они у нас хорошие. Все, наверное, слышали о планах расширить улицы Достык и Конаева? Что вы думаете об этом? Узкие улицы, к слову безопаснее, если верить исследованиям, при условии, конечно, что пропускная способность должная

    Олжас: Пропускная способность дорог слабая. Кстати, приезжал Лужков в каком-то году, и он еще тогда сказал, что Астана только строится и дороги лучше расширять

    Chronicle: А тебе нужны эти широкие дороги? Если утрировать, то хочется жить в городе, где все дороги как Аль-Фараби в Алмате?

    Олжас: Вряд ли все улицы станут такими, но еще одна полоса не помешает, если учитывать пробки

    Chronicle: Не кажется, что пробки со временем снова будут, но уже на трех полосной дороге?

    Олжас: А что делать? Конечно, раньше думать надо было, но есть, что есть

    Chronicle: Может, надо подходить к проблеме комплексно, то есть продумать транспортную систему как таковую вкупе с интенсивностью застройки

    Евгений: Вообще да, расширение дорог – это капитуляция властей перед транспортными проблемами. Буквально месяц назад я был в Казани, это город милионник, и там нет пробок! Я поговорил с ребятами, которые имеют отношение к городским властям, и они рассказывали, что в то время, когда у них была Универсиада, они нанимали какую-то организацию. Те настроили им светофоры, создали систему развязок, архитектурный облик города менять при этом было нельзя.  В результате их работы там не пробок. Интересно, будут ли что-то подобное делать в Алмате в преддверии Универсиады

    Chronicle: В Алмате, наверное, можно решить проблему только посредством запретных/ограничительных мер, или сделать собственную машину очень дорогим удовольствием. Это как в Москве – где-то я читала, что на одну машину там приходится около 25 кв метров дороги, в США для сравнения средняя цифра около 150, в Европе 100, а чтобы стало более или менее комфортно надо увеличить площадь дорог в несколько раз, а это не один миллиард долларов, ни один десяток лет, при том, что все эти широкие дороги в конце концов все равно упираются в “узкие места”

    Евгений: Я положительно отношусь к решению московских властей сделать в центре города платные парковки. Люди, живущие в Химках, например, уже не едут туда на машине. У меня много друзей, которые работают в центре Москвы, и я знаю не понаслышке, что люди просыпаются в 5 утра, едут на работу, чтобы занять место на парковке. Заняв место в шаговой доступности от офиса, они ложатся спать в машине, а потом худо-бедно почистив зубы идут на работу. И это не удивительно, потому что в соседней машине может сидеть его партнер и делать то же самое! Это факт. Когда я еду у нас по Ауэзова или Бокей хана, я думаю, что лучше сделать там парковки платными, это поможет решить проблему

    Олжас: Я знаю, что в Алмате строят вдоль какой-то из трасс парковку для областников

    Image title

    Chronicle: Мы привыкли жаловаться на общественный транспорт, а в Астане он отлично работает, надо на нем просто захотеть ездить. А в целом, это, конечно, проблема разработки генплана города.  Может, надо как-то рассредоточить те же самые бизнес центры, предвидя, что полгорода каждое утро будет пытаться подъехать к ним, привлекать людей из разных сфер и видеть город не как статичные здания

    Евгений: LRT у нас скоро будет подспорьем. А строительство зданий это извечная борьба девелоперов и городских властей, и так оно везде. Вообще, на сегодняшний день в городской архитектуре у нас очень грамотные и опытные люди, с блестящим образованием, но, наверное, проблема в борьбе интересов. А в целом, я могу сказать, что уже сегодня я думаю чаще о том, чтобы отказываться от машины. Доехать на такси куда проще

    Куан: Зимой без машины сложно. Наверное, надо менять немного собственное поведение. Не лениться иногда пройтись пешком, использовать машину в крайне необходимых случаях и приобретать машины поменьше

    Евгений: Все верно. Вот еще пример – к Астана Mall нет заезда. Людям приходится доезжать до Момышулы, разворачиваться и только так заехать на парковку ТРЦ. И вот простой пример – почему нельзя было сделать разрыв в этом месте с самого начала. И таких примеров много

    Chronicle: Да, видно, мы подошли к моменту, когда с машиной и без машины одинаково сложно


    Фото: Жансая Толеухан

    обсуждение
    Читать по этой теме