• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array


  • Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(../inc/globals.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Warning: include(): Failed opening '../inc/globals.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /var/www/vhosts/v-94035.webspace/www/chronicle.kz/certainBlog/index.php on line 408

    Когда мы договаривались с нашим гостем о беседе, он согласился со словами: «Это для благого дела». Герой этого интервью - Ерлан Сулухан, режиссер, сценарист, основатель «EgoMassageRtists» (стартап по производству микробюджетных инди фильмов).

    Image title

    Пролог

    Мне кажется, что человек не может говорить только о себе. Я стремлюсь к тому, чтобы эта беседа получилась о чем-то другом, полезном…

    С  чего все началось

    Нет определенной формулы того, каким должен быть режиссер. Есть чувственное восприятие вещей, а есть логическое, рациональное. Я больше рационал. Я не смотрел днями и ночами фильмы, мои родители не были режиссерами или актерами, из-за чего я на ощущениях выбрал бы это занятие. Я просто рос и учился различать, что плохо и хорошо, справедливо и нет, криво или косо. Благодаря этому я осознал, что нужно быть более активным, ведь ты либо поглощаешь информацию, либо ее производишь. Мне бы все-таки хотелось производить какие-то знаки и символы. К тому же меня привлекает то, что режиссер – профессия эксцентричная, где можно многое добавить от себя.   

    Профессиональное влияние. Платон и Аристотель

    Я «попсовый» человек, выросший на  простых мультфильмах и фильмах. Когда уже стал искать в этом искусство, появился интерес к режиссерам метафизическим, к тем, кто пытается искать смысл и реальность в вещах. Например, Андрей Тарковский, Робер Брессон и Ингмар Бергман. Но в то же время мне нравится западная драматургия.  Вообще, если копать, то это очень долгий разговор - чем отличается западная драматургия от восточной. Это ведь два разных мира: католический и византийский, разделенные с точки зрения идейного восприятия и противостоящие друг другу со времен распада Рима. Мне кажется, что один мир Аристотеля, а другой – Платона. Например, Платон очень рационален и при этом оптимистичен, что схоже с российской точкой зрения – у них развиты наука, искусство, но при этом есть один Бог, мистическим образом являющийся владыкой. А в западном мире, аристотелевском, все логично, все объясняется и разбивается не на священные формулы, а на объяснимые элементы.

    Об учебе в Казахстане и США

    Здесь некоторые преподаватели верили в то, что у меня есть какие-то таланты, в штатах же всем было все равно на таланты и личностные особенности, поэтому там мне приходилось больше изучать и сталкиваться с наукой, в то время как здесь я все постигал на основе опыта. Что касается того, чтобы остаться в США, я считал, что там буду одним из многих. У меня было больше возможностей «помассировать» свое эго здесь. Хотя, конечно, с точки зрения продуктивности там было бы больше возможностей собрать людей, которым нужен опыт, которые хотят что-то делать, да и проще было бы найти возможности.

    Студенты, история сознания и увольнение

    Меня пригласили преподавать в университете, в котором я когда-то учился, чтобы передать свой американский опыт. Это было интересное время. Они забыли, что я изменился за эти годы, моя толерантность, точнее нетолерантность, возросла настолько, что я не мог принимать сложившиеся порядки.

    Я вел курс, который сам назвал «история сознания», хотя на бумагах он назывался по-другому. Я понял, что студенты не перерабатывают информацию, не понимают, почему кино стало кино, в чем основа этого ремесла. И таким образом решил, что ребятам необходимо философское восприятие жизни, поэтому набросал небольшой курс.

    Я считал, что студенты должны заработать свои оценки, не только пересказывать материал, но приводить аргументы и объяснять, откуда эти аргументы появились. Кому-то это понравилось, кто-то не смог этого принять. 

    Некоторые считают это проблемой, хотя я сам не вижу проблемы в том, что я не уважаю власть.

    У меня возникали конфликты. Например, из-за того, что мои оценки исправляли без моего ведома. А еще я хотел, чтобы ввели в работу электронную систему, которая, к слову, на бумагах уже существовала, что сделало бы систему оценок прозрачнее. Этого не произошло. Потом я хотел, чтобы реально функционировали театр и газета, чтобы студенты развивались посредством этих инструментов. И этого тоже не произошло. Хотел, чтобы wi-fi функционировал по всему университету, на что мне ответили, что студенты будут смотреть порнуху при бесплатном wi-fi.

    Как ни странно, в университете существовала своя этика, по которой не разрешалось ходить, например, в шапке или кроссовках. Я же приходил в тайских штанах, индийских шапках, мог преподавать босиком. Это ведь университет искусств!  Если студент нассыт в стакан, будет таскать свою мочу и говорить, что делает искусство, мы должны позволить ему сделать это.

    Однажды, я предложил устроить опрос среди студентов с самым простым вопросом «Довольны ли Вы качеством образования на своей кафедре?». Мне в этом отказали, но я все-таки принес ящик для опроса. В общем, в итоге охрана заламывала мне руки, проверяла содержимое моей сумки на террористическую угрозу, несла на руках к выходу, и меня выставили силой, а потом сказали, что заявление уже написано за меня.

    Image title

    О гармонии

    У меня был разный опыт. Я - негармоничная личность. Бывают такие моменты, когда ты понимаешь, что нормальные люди не поступают определенным образом. Порой стоит подумать, когда жить и не жить. Когда идешь в сторону «не жить», задумываешься, это выражение воли или неволи. К примеру, Иисус или Сократ (я сейчас манипулирую именами великих) умерли с волей или от безвыходности?.. Мы знаем по теории, что они умерли от воли, они приняли эту смерть. И вот я задумался, моя смерть произойдет от  того, что у меня есть воля, и я противостою чему-то, либо это безвыходность. Моя внутренняя рациональность говорила, что все-таки это безвыходность, невозможность изменить что-то в обществе в свою пользу. Это приводило к асоциальному поведению. Чем больше ты отдаляешься от общества, тем меньше шансов развить себя. Я пытался путешествовать, разогнать свою застоявшуюся энергию. И я  стал понимать, что жить сложнее, чем умереть. Это эмпирический опыт, сложно понять, не испытав этого лично.

    Про Астану

    В поиске новых ощущений и знаний я оказался в Астане. Астана всегда была немного антагонична для меня, но мне интересно быть в этом климате, с этими людьми. С чем-то здесь я соглашаюсь, а чего-то не могу принять до сих пор. Я понял, что некоторые вещи происходят вынужденно -  если бы наше общество могло генерировать более объемных людей, то и решения были бы более объемными, но в силу того, что общество генерирует таких людей, которых мы имеем, в этом случае они действуют в определенных рамках, на грани возможного.

    Книга жалоб и предложений

    Самая главная проблема начинающих режиссеров – это нехватка веры в себя, с этого все начинается. К тому же, у нас сложно разговаривать о финансировании – многие люди действуют по принципу «купи-продай».

    Я предлагаю выстроить новые условия, развить микро бюджетное финансирование. То есть вместо того, чтобы давать пять миллионов на один масштабный проект, лучше дать по 10-15 тысяч на несколько. У зрителя появится возможность выбирать из разных фильмов, хотя бы 1-2 проекта «выстрелят». К тому же важно объяснить артистам, что рамки создают искусство. Взять, к примеру, картину Ван Гога «The Starry Night», это ведь небольшая по размерам картина, но это шедевр. Возможно, если бы Ван Гогу сказали «Нарисуй этот мир!», он бы закончил ни с чем. У него были рамки, поэтому он преуспел. Нужно перестать рисовать на всю стену, а поделить ее на части и создавать несколько рисунков.

    Еще важно не просто финансировать, но и дать каналы для того, чтобы доставить информацию. Фильмам нужен хороший маркетинг, что Голливуд и доказывает, когда затрачивает на продвижение фильма порой больше, чем на производство самого фильма. Еще один пример- Южная Корея. Она была очень закрытым государством, когда у музыкальной и киноиндустрии появилась возможность более или менее конкурировать, государство открыло медиа каналы для искусства. В это время на фестивалях появляются корейские фильмы, а K-pop становится всемирно популярным.

    О конкурсах и фестивалях

    (Короткометражный фильм Ерлана «1821», снятый во время учебы в Сан-Франциско, был отобран для показа на Каннском кинофестивале)

    Морально фестивали не определяют ценность фильма, потому что фестивали очень политизированы, но они, определенно, направляют и стимулируют финансовое производство. То есть фестиваль – это то место, где можно договориться о производстве следующего фильма. Короткий метр – это в большей степени этап обучения или самовыражения. Это другая форма мышления, которая, к сожалению, не сосредоточена на монетизации.

    Эпилог

    Вы знаете, когда у Вуди Аллена появляются идеи, он записывает их на бумажках, которые бросает в банку. Когда у него спрашивают «О чем будет Ваш новый фильм?», он достает из банки бумажку и читает с нее, о чем будет новый фильм. У меня на компьютере есть журнал с обрывками идей, которые я всегда записываю и которых накопилось очень много. Иногда я думаю: «Да, что я буду снимать?!».  Тем не менее, мне кажется, я не закончил еще со своим образованием. Я понял, что мне нужно поработать над своими текстами, поэтому я читаю очень много литературы, в том числе по философии и истории.

    Я всегда готов развивать проекты с людьми, воспринимающими мой импульс. Сейчас пока таких людей нет, поэтому я не делаю кино. Это не пассивность, скорее выжидание – я в состоянии кошки. Как только настанет момент, и появятся такие люди, то думаю, мы снимем простое хорошее кино.

    обсуждение
    Читать по этой теме