• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Chronicle совместно с АО «Казахтелеком» публикует вторую статью из серии «История коммуникаций». В предыдущей  познавательной статье мы рассказали о том, как люди совершили революцию в способах и дальности передачи своей речи. Сегодня мы поделимся историей о том, как человечество научилось передавать изображения.

    История передачи зрительных образов начинается с древнейших времен – сигнализация путем зажжения костров была распространена по всему миру, и даже вошла в литературу.  Китайцы, например, использовали костры на башнях своей Великой стены. А помните знаменитые кадры из «Властелина Колец», когда один за одним зажигаются огни на вершинах гор? 

    Image title

    Но всё это было лишь сигнализацией. Настоящая история передачи визуальных сообщений начинается во второй половине 17 века, когда стала высказываться идея оптического телеграфа. Одним из первых о такой идее заговорил известный английский ученый Роберт Гук (тот самый, что дал имя закону упругого растяжения и ввел в науку понятие «живая клетка»). В 1684 году, проанализировав битву при Вене, где войска Османской империи не имея F-16  потерпели поражение от государств центральной Европы, Гук сделал вывод о важности информационных коммуникаций и предложил передавать данные с помощью системы символов, составленных из крупных балок, видимых издалека. Но его доклад прошел относительно незамеченным.

    Image title

    Поэтому, первым успешным внедрением оптического телеграфа является система братьев Шапп. Они смогли опоясать Францию сотнями столбов и башен, на которых находились подвижные 2-4 метровые балки. Различные положения балок означали определенную букву. Такой телеграф был зависим от погоды, но, в среднем, «твит» длиной 36 символов проходил 200 км за 30 минут.

    Оптический телеграф уверенно шагал по миру. Опыт Франции удачно повторили Англичане, правда, их система телеграфирования состояла из шести вращающихся пластин. В России отметился Кулибин (не нарицательный, а тот самый, оригинальный Кулибин), который еще в 1794 году предложил использовать систему отражающих зеркал и фонарей. Его выслушали, восхитились, и…. отправили «дальнеизвещающую машину» в Кунсткамеру, положив начало традиции эпических российских ошибок в умении поддержать талант (в дальнейшем к таким ошибкам причислятся радио, первый мобильный телефон, первый персональный компьютер и др.).

    Но наступала эра электричества и магнетизма. И хотя поначалу Морзе и прочие изобретатели проигрывали борьбу оптическому телеграфу, удобство электросигналов все же победило прямые оптические наблюдения, и в середине 19 века оптический телеграф был вытеснен из массовой коммуникации. Световые сигналы перекочевали на флот и железную дорогу и дошли до наших дней под названием семафоров.

    Интересный факт: один из новых типов семафоров заступил на дежурство у здания Британского парламента в 1868 году. Две стрелки, поднятые вертикально, означали сигнал «стоп» для транспортных средств, а наклоненные на 45 градусов – движение с осторожностью. Ночью семафор подсвечивался с помощью газового фонаря красным и зеленым светом. Как вы наверняка уже поняли, это был первый прообраз светофора.

    Как бы то ни было, с середины 19 века человечество, научившись передавать при помощи звука сообщения вне прямой видимости (читайте об этом в нашем предыдущем материале), серьезно задалось вопросом – а можно ли передать на расстояние целое изображение?

    ...Ради Бога, избавьтесь от безумца. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио!...

    Возможности передавать изображение способствовали несколько гениальных открытий. Сначала английский ученый Уоллоуби Смит в 1873 году открывает, что при попадании света на селен, меняется его электропроводность. В 1887 знакомый нам еще со школы Генрих Герц пошел дальше и исследовал фотоэффект (испускание электронов под действием света), в 1888 году русский ученый Александр Столетов сформулировал законы фотоэффекта. И только в 1905 году теоретическое объяснение этому всему нашел Эйнштейн, за что, кстати, и получил свою Нобелевскую премию.

    Примерно в то же время, в 1884 году, немецкий инженер Пауль Нипков еще раз доказал что все гениальное просто – проделав в диске несколько отверстий, он поместил перед диском изображение, а за диском светочувствительный экран. При кручении диска он стал получать электрические импульсы – благодаря фотоэффекту, если изображение было ярким, импульс усиливался; если изображение было темным – импульс ослабевал.

    Image title

    Используя диск Нипкова, было изобретено механическое телевидение: шотландский инженер Джон Бэрд в 1925 году смог передать на расстояние изображение человеческого лица. Интересно, что когда Бэрд решил сообщить в газете о своем успехе, редактор сказал своим работникам «Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее — он может быть вооружён».

    В начале 30-х годов русско-американский инженер Владимир Зворыкин, заведуя лабораторией Радио Корпорации Америки,  создает работающие образцы передающих и принимающих электронно-лучевых трубок - иконоскопа и кинескопа Спустя десять лет Зворыкин пойдет дальше - разобьет световой луч на синий, зеленый и красный и получит цветное изображение на телеэкране.

    Image title

    С этого момента начинается эпоха современного телевидения. Люди прошли путь от маленьких телевизоров (легендарная модель КВН-49) до современных тонких экранов. С уходом от кинескопов, качество воспроизводимого изображения стало лишь вопросом качества и типа экрана.

    Совсем другое дело – качество передачи сигнала с изображением. Здесь революция случилась в конце 20-начале 21 века. Мир стал переходить с аналогового сигнала на цифровой. Но в чем преимущество цифрового сигнала над аналоговым? Говоря простым языком, если мы получаем сигнал с каким-то посторонним шумом, то при цифровой передаче этот сигнала можно «разобрать», отсеять шум и «собрать» заново в ретрансляторе. При аналоговом сигнале шумы можно лишь уменьшить через ослабление самого сигнала.

    Поэтому, за цифровой передачей изображений - будущее. А если совместить цифровое телевидение с огромными возможностями интернета, то можно сказать, что человечество выходит на качественно новый уровень визуальных коммуникаций. Не пользоваться такими благами (если они, конечно, предоставляются за разумную цену) – это лишать себя достижений человеческого гения. Поэтому приятно, что наша страна не стоит на периферии мира цифрового телевидения. Благодаря услугам АО «Казахтелеком», у нас есть возможность использовать гамму цифровых телеканалов, так и смотреть их в  HD-качестве, как смотреть цифровые каналы через интернет, так и проецировать цифровые данные (например, видеозвонки от близких) на экраны телевизоров, а при необходимости и позвонить бесплатно на стационарный городской телефон. А персональное цифровое  телевидение iD-TV, наверное, еще три десятка лет назад казалось фантастикой, а сейчас пришло в наш дом - высокое качество, различные языки на выбор, встроенная телепрограмма, объемный звук…

    Человек не останавливается на достигнутом. Никогда, ни в какую эпоху. Поэтому, остаётся лишь с волнением ожидать, что же еще ждет нас в будущем в увлекательном мире коммуникаций.

    обсуждение
    Читать по этой теме