• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Фигура неопределенного пола стоит на мосту. Небо кипит, переливаясь желтым, оранжевым и красными цветами. На фигуре одета синяя волнообразная куртка, сюрреалистично образуя что-то, похожее на поток воды. Сзади все в цветах индиго и ультрамарин. Две руки человека вытянуты вдоль лысой головы, напоминающей череп. Глаза выражают шок. Наружу вырывается вопль, от которого стынет кровь. И все застыло в примитивном ужасе: две другие фигуры на мосту, и даже лодка, плывущая около фьорда. Конечно же, речь здесь идет о знаменитой картине (вторая по популярности в истории искусства картина после Моны Лизы) норвежского художника Эдварда Мунка – «Крик». Еще в детстве, когда я видел эту картину (думаю такое было не только у меня), у меня возникал вопрос: «А что, собственно, случилось-то? Что он орет?».

    Мунк родился вторым из пяти детей в бедной семье фанатично религиозного военного врача в 1863 году в Норвегии.

    Image title


    Его мама умерла, когда ему было 5. Любимая старшая сестра, Софи, умерла, когда ему было 13, а вторая сестра стала ненормальной. Он начал посещать художественную школу в Осло, где заводил знакомства с богемными писателями и политическими радикалами. Первый успех пришел к нему в 1886 году после скандала вокруг картины «Больная девочка», посвященной умершей сестре. Нет, не название вызвало шок у общества, а импрессионистский стиль картины, который общество еще отказывалось принять.

    Image title

    В 1892 году Мунк нарисовал предшественника картины «Крик», которую назвал «Отчаяние». Все здесь ужасно знакомо – кровавое небо, мост с тремя людьми, сине-зеленая река. Только стиль немножко другой, отличный от того, что мы видим в «Крике».

    Image title

    Свое вдохновение Мунк описывает следующим образом:

    «Я шел по дороге с двумя друзьями, солнце закатывалось, я чувствовал прилив меланхолии. Неожиданно небо стало кроваво красным. Я остановился, облокотился об изгородь, уставший до смерти. Горящее небо нависло как кровь и меч над черно-синим фьордом и городом. Мои друзья продолжали идти, а я все еще стоял, дрожа от тревоги. Я почувствовал великий и бесконечный крик природы».

    Судя по этим словам, можно сделать вывод, что фигура, нарисованная на картине, может быть своего рода автопортретом. Некоторые же историки предполагают, что на картине изображена перуанская мумия, которую Мунк видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Но факт остается фактом: место, нарисованное на картине, реально существуют.

    Картину «Крик» Мунк нарисовал в Германии в 1893 году, спустя 1 год после переезда в Берлин. А если быть точным, то в 1893 он нарисовал первую версию картины. Всего у картины 4 версии, последняя из которых завершена в 1910 году. Он уже был достаточно известным художников – его выставку 1892 года закрыли со скандалом, сделав ему хороший «черный» пиар. В Берлине он прожил еще около 16 лет, и создал большую часть всех своих известных работ, ставших частью его полу-автобиографической серии «Край жизни». Всего в серии 22 картины.

    Мунк никогда не был женат. Он называл свои картины детьми и ненавидел находиться вдалеке от них. Когда он погиб в 1944 году в возрасте 80 лет, власти обнаружили в его доме второй этаж с огромной коллекцией работ, насчитывавшей более 1000 картин и более 4000 рисунков. Но все же главной картиной, по которой весь мир знает своего художника – это «Крик», который был написан в 4 разных версиях. Четвертая и окончательная версия была закончена в 1910 году.

    Есть люди, которые не знают Мунка, но тех, кто не знает «Крик» - нет. Отсылки на картину можно заметить везде: на ТВ, в новостях, в кино, на сумках и постерах. Частично своей популярности картина обязана тем, что ее легко срисовать или сделать карикатуру.

    С другой стороны, очень тяжело объяснить, чем же картина столь привлекательна. Один авторитетный исследователь творчества Мунка говорит следующее:

    «Крик является одной из картин, которая вбирает в себя точку, когда история начала меняться. Она олицетворяет тот момент в 19 веке, когда человек начал отдаляться от всех комфортных догм жизни: Бога нет, традиций нет, привычек нет. Просто стоит человек в момент экзистенциального кризиса и не понимает вселенную. Все, что он может выразить – это чувство паники. Может звучать негативно, но это обычное состояние современного человека эпохи пост-ренессанса – чувство потерянности и связи с окружающим миром».

    Я думаю, все мы с этим согласимся.


    Image title


    обсуждение
    Читать по этой теме