• Город
  • Люди
  • Еда
  • Культура
  • Путешествия
  • Наука и технологии
  • Колонки
  • Показаны результаты для: Array

  • Начинающий режиссер Айсултан Сеитов, студент киноакадемии, рассказал об учебе в Нью-Йорке, казахстанской киноиндустрии, качествах настоящего режиссера, массовой культуре и многом другом.

    - Начнем с самого начала, откуда появилась любовь к фотографии и кино? Вы уже в школе знали, чем будете заниматься?

    - Любовь к видеосъемке у меня появилась в классе шестом. Так вышло, что мой учитель по казахскому языку был моим классным руководителем, и его хобби было что-то постоянно снимать на свою маленькую камеру, кажется «Panasonic». Он снимал любое мероприятие, нас, другие классы. Каждая пятница была для нас своего рода праздником – мы собирались после уроков и смотрели видео, которое он сделал. Больше всего мне нравились эмоции, которые все получали от этого видео, мне хотелось делать что-то подобное. Тогда и начал появляться интерес к тому, как происходит съемка, склейка кадров и т.д.

    В то время, считалось, что если у тебя есть зеркальный фотоаппарат, то ты уже фотограф, и в каждой компании был такой человек. Я брал у него фотоаппарат, бегал, что-то снимал. Позже я поступил в Казахско-турецкий лицей, где стараются развивать как научную часть, так и творчество. Мне больше нравилось заниматься творческой частью: я играл в КВН, участвовал и организовывал различные творческие мероприятия, когда дело касалось каких-либо видеопрезентаций, я брался за это, но все равно считал это не более чем хобби. Пролетело время, когда я учился в 10 классе, проводился конкурс «Инфоматрикс» (Международные соревнования по компьютерным проектам), в котором была категория «Короткометражный фильм». Мне предложили участвовать от школы, и я согласился, привез второе место, расстроился, но пообещал себе, что в следующий раз займу первое. И в 11 классе я взял гран-при. Как я уже говорил, съемки я всегда считал хобби, поэтому я планировал поступать в Назарбаевский университет на инженера-нефтяника или КИМЭП на маркетинг, а съемками  заниматься параллельно. Но по счастливым обстоятельствам я выиграл хорошую скидку в университете в Нью-Йорке, и вот к концу 11 класса я решился приехать в США.

    Image title

    - Сейчас вы учитесь в Нью-Йоркской академии кино (New York Film Academy). Почему выбрали именно этот город для учебы? Вдохновляет ли он вас?

    - У меня было два варианта переезда: первый – 3 года в Лос-Анджелесе, второй - 1 год в Нью-Йорке и 2 – в Лос-Анджелесе. Я выбрал второй вариант, потому что всегда мечтал попасть в Нью-Йорк, центр мира. Я люблю называть это место центром мира -  все следят за этим городом,  все тренды берут начало здесь, тут все зарождается. Этот город постоянно вдохновляет. Но то, что делает его особенным – это люди. Здесь огромное количество людей с необычайным опытом, встречи, разговоры с ними – это и есть Нью-Йорк для меня. Архитектура, бешеный ритм города отходят на второй план, когда ты общаешься с местными ребятами, и вы выживаете вместе. В прямом смысле выживаете: бывают моменты, когда не успеваешь закрыть аренду, ищешь деньги, пишешь всем. У города бешеный ритм, постоянно нужно бежать и решать все на ходу. Время летит очень быстро - то, что было пару дней назад кажется далеким воспоминанием.

    К тому же, Нью-Йорк – каноническое место для кино, где с 30-40-х городов снимают огромное количество фильмов. Чего только стоят Мартин Скорсезе и Вуди Аллен. Приятно ходить по местам, где снимался «Таксист» или «Банды Нью-Йорка».

    - Расскажите немного об учебе? Что самое важное извлекли за год обучения?

    - Учеба в Академии проходит очень интенсивно. У нас всего 1 выходной, первые полгода выходных не было вообще. Представьте, мы не отдыхали, учились с понедельника по пятницу, а в выходные снимали то, чему учились. Одногруппники жаловались, что не могут посмотреть город. Было обидно, конечно, что невозможно посвятить хотя бы 1 день прогулке в парке, что нужно быть на съемке. А съемки не всегда интересные, бывает, что снимают что-то бредовое и отвратительное, но ты должен быть там, вынужден помогать, потому что так надо. Но, в целом, мне нравился такой интенсив.

    За этот год я не вынес из учебы чего-то определенного, я получил бесценный опыт во всем. Не могу выделить ничего одного, потому что развился во все стороны, узнал многое о кино. Кино казалось раньше совершенно другим миром,  теперь я понимаю насколько был слеп.

    Image title

    - Что было самым сложным во время учебы и пребывания в другом городе?

    -Одним из самых тяжелых моментов было привыкнуть к чужому менталитету. В моем классе учатся представители самых разных наций, и некоторые повадки других ребят казались дикими. Я до сих пор с этим не смирился, ведь хочется найти таких же людей, как ты сам, тянешься к нашим. В университете, к сожалению, всего 2 казаха, я и еще одна девушка, которая учится в другом кампусе.

    Ритм города постоянно дарит какие-то забавные ситуации, какие-то истории закачивались хорошо, другие – не очень, но все они были по причине, скажем так, спонтанных желаний. Самые интересные случаи происходят с друзьями, когда вы попадаете в какие-то передряги. Наш друг Ержан путешествует по миру, сейчас он работает в Нью-Джерси и копит деньги на продолжение своей поездки. Как-то он попросил забрать его в Нью-Йорк потусить. Мы решили сделать ему сюрприз, нашли минивэн и вшестером приехали за ним в 3 часа ночи. Как оказалось, в 10 утра ему нужно было бежать на работу, но он очень хотел посмотреть Нью-Йорк, поэтому мы бегали, прыгали, искали места, встречали рассвет. На следующий день из нас шестерых кто-то попал на учебу или работу, кто-то – нет, но Ержан, конечно, точно попал.

    - New York Film Academy позиционирует себя как место, в котором студенты учатся на практике (learning by doing). Нравится ли вам такой подход? Важна ли теория в кино?

    - Я за такой подход, практика – самый крутой способ обучения. Ты можешь знать все в теории, но когда дойдет до дела, у тебя, возможно, не хватит опыта. Теория, определенно, важна, но с практикой ты учишься быстрее. В теории мне интересно слушать опыт других людей. К примеру, когда лекцию ведет человек, который много лет занимается продюсированием. Мне кажется, самый идеальный подход - 4-5 дней теории и 2-3 дня практики, как это происходит в Академии.  

    Image title

    - Планируете ли вы возвращаться на родину по окончании?

    - Конечно, собираюсь, но не знаю, надолго ли. Уже сейчас с первого курса я получаю предложения уехать куда-либо. После первого курса мне предлагали работать в Китае и Болливуде. Так вышло, что муж моей однокурсницы, известный актер в Болливуде, посмотрев мои работы, хотел меня забрать в их производство. Тут в Нью-Йорке тоже есть предложения. И это только первый курс, не знаю, что будет потом, когда я поеду учиться в Лос-Анджелес, город кино. Конечно, очень хочется домой, поднимать и развивать наше кино, хочется внести свой вклад. Но я на самом деле пока не знаю. Меня задевает тот факт, что большинство предложений не из Казахстана. За границей мною интересуются как человеком, который может сделать что-то крутое, а в Казахстане пока не замечают.

    - В Казахстане киноиндустрия только встает на ноги. Сложно ли здесь работать в этой сфере, на ваш взгляд? В каком направлении нужно двигаться казахстанскому кино, чтобы быть актуальным и конкурентоспособным на международном рынке?

    - В Казахстане все больше и больше людей обращают внимание на то, что кино – выгодный бизнес. Появляются независимые режиссеры, которые со своей командой делают фильмы независимо от «Казахфильма» и окупаются в прокате. Я пока не работаю в этой сфере в Казахстане, хотя очень хочется, но могу предположить, что работать сложно. На рынке есть свои гиганты, независимому режиссеру-новичку нужны немалые вложения.

    Всегда существуют люди, которые в кино из-за денег, и те, кто ради творчества. Тех людей, которые в кино из-за творчества, не понимают в нашей стране. Такие фильмы как «Келін», «Уроки гармонии» позиционируются на уровне «позор нации», что очень печально. Эти фильмы выигрывают награды на фестивалях, это ведь о чем-то говорит, а «Уроки гармонии», собравший всевозможные призы, был раскритикован нашими депутатами. У наших людей нет объективного мнения, мы не можем взглянуть на вещи по-другому, посмотреть и сказать: «Это кино дает ответы на некоторые вопросы», «Стоило бы задуматься». Если «намысына тиеді», то кино «слито».

    У нас пока так: там где спрос, там и предложение. Есть спрос на комедии, которые окупаются. Главное - не повторить ошибку российского кино, где огромное количество фильмов, грубо говоря, «отмывают» деньги всякими «камеди-клабными» фильмами. Кинокомпании привлекают КВН-щков, камеди-клабщиков. Людям кажется, если в фильме снимается Галустян, то это будет смешно, нужно идти в кино, а фильм-то, по сути, пустышка с ужасным и тупым юмором. Сейчас для нас главное - не уйти с головой в комедии, чтобы потом не было стыдно.

    Нужно приучать аудиторию к тому, что есть что-то интересное, кроме комедий, приучать к культуре кино. Есть исторические события, которые стоит экранизировать. Вместо тех исторических фильмов, которых лучше бы не было, можно было бы снять истории Чокана Валиханова или Сакена Сейфуллина. Это были бы фантастические картины, если доверить их правильным людям.

    Нужно больше снимать драму, дать свободу триллерам, дать возможность молодым проявлять себя и смотреть, что из этого всего получится.  Будет огромное количество попыток и провалов, но если все будет идти в таком темпе, все придет.  

    Image title

    - Какие проекты в Казахстане вы могли бы отметить как хорошие/удачные?

    - Я бы отметил первую часть киноэпопеи про первого президента, а «Уроки гармонии» для меня недооцененная картина. Мне безумно нравится творчество креативной команды «567», их киноленты всегда на высоком уровне. Хочется отметить еще фильмы Ермека Турсунова. Как бы его не критиковали, он не стесняется, не боится, создает хорошие картины. Недавно посмотрел трейлер фильма «Дорога к матери», считаю, что будет хороший фильм. Ну, посмотрим…

    Много хороших картин, но не все из них доходят до зрителей. Но у казахстанского кино появляется свой стиль, он не виден сразу, но потихоньку ощущается.

    - Чем отличаются люди в киноиндустрии Казахстана и США?

    - Я пока не в этой сфере, но общаюсь с огромным количеством людей, вхожими в нее. Наверное, просто уровнем. У нас не то, чтобы нет уровня, просто в США процесс создания кино как часовой механизм - если не будет одного болтика, шурупа, то часы не заведутся. Если кто-то отлынивает, то этого человека быстро заменят на того, кто будет работать. У нас не хватает опыта, все не так четко поставлено - где-то можно схалтурить, где-то можно недоделать. Но я повторюсь, я пока не работаю в индустрии.

    - Должен ли человек искусства, в частности из кино, быть перфекционистом? Какие качества вообще нужны в работе?

    - Если говорить о визуализации, то каждый  ищет свое в каждом дубле. Есть перфекционисты как Уэс Андерсон – бог симметрии, а есть Иньярриту, который снимает на широкоугольную линзу, там совершенно другой стиль.

    Пока ты не достигнешь того самого кадра, ты не можешь перейти к следующему. К примеру, Дэвид Финчер хотел достичь нужного эффекта в фильме «Социальная сеть», для чего потребовалось сделать около 100 дублей только одной сцены.

    В целом, конечно, хочется доводить все до совершенства, как и в визуализации, так и в актерской игре. Все зависит от бюджета и времени. Съемка одного дубля может занимать 20 секунд, но на то, чтобы собрать команду, поставить свет и т.д. может уйти минут 10. Если не располагаешь временем, то нужно делать все быстро в 3 дубля и мириться с тем, что есть.

    В кино как в армии, все должно быть точно поставлено. И главное - не ругаться с другими людьми. Съемочная группа  как спортивная команда. Даже если у вас не звездный состав, но отношения слаженные и дружеские, то вы будете снимать отличное кино. Это было первое правило, о котором нам сказали в первый день учебы - важно сохранять человеческие отношения.

    - Это талант быть режиссером, или все же этого можно достичь трудом?

    - Наверное, это можно назвать талантом. Весь фильм – это визуализация режиссера, то, как он видит картину. Ничего не происходит на площадке без его надзора, начиная от костюмов, заканчивая музыкой или шрифтом финальных титров. Режиссер должен быть руководителем. Не все могут взять на себя бразды правления и руководить людьми, некоторые хотят, но не могут. Режиссер должен заряжать всех своей энергией, быть коммуникабельным, вести за собой команду, принимать решения в критических ситуациях, не давать слабину, при этом не паниковать, не беситься. Это идет изнутри. Не все режиссеры такие, но это то, чему меня учили.

    Режиссеры приходят в кино из разных сфер. Кто-то не учился в киношколе, тогда такие люди нанимают помощников, которые помогают со всем справиться. Квентин Тарантино, у которого нет кинообразования, говорил о том, что если вы не знаете ничего о кино, то необходимо нанять людей, которые все знают. В кино важна история, если ты пришел с классной историей, классным сценарием и посылом, и ты знаешь лучше всех, как это показать, то вот в этом и есть твой талант. Но есть такие режиссеры как Альфонсо Куарон, окончившие киношколы и представляющие сумасшедшие киноленты.

    Достичь этого своим трудом, наверное, можно. Я пока не ответил для себя на этот вопрос. Скорее всего, да, но повторюсь, есть настолько одаренные люди, таланту которых ты поражаешься. Но я верю, что трудом можно достичь любых вершин в этом мире.

    - Что вдохновляет?

    - Меня вдохновляет музыка, хорошие фильмы, сильно вдохновляют город и люди. Как человека, который любит постоянно снимать, меня вдохновляет чувство, когда ты находишь шикарный кадр - это окрыляет, хочется больше и больше. Сложно предсказать, когда придет вдохновение, это может быть знакомство с новым человеком, или, послушав музыку, посмотрев какую-то киноленту, появляется желание снимать, такие мысли в голову лезут.

    -Ваши любимые фильмы, режиссеры? Идеальный фильм, на ваш взгляд?

    - Мне нравится огромное количество фильмов. Если выделять один за последние 2 года, который сильно на меня повлиял и остался надолго в памяти - это «Одержимость» про барабанщика. Что касается идеального фильма, для меня это то же самое, как спросить:  «Есть ли идеальный человек на свете?». Нет, нет на свете идеального человека, есть у каждого своя уникальность, непохожесть. Поэтому идеального фильма для меня нет.

    - Согласны ли с идеей о том, что артхаусное кино близко к вымиранию из-за отрыва от масс?

    - Мне кажется наоборот, оно будет жить. Артхаусное кино набирает популярность среди определенных людей. Некоторые люди только и смотрят артхаус, особенно в Европе. Сейчас предпринимаются попытки его видоизменить и показывать  массам. Недавно вышел фильм «Высотка» - это попытка донести артхаус до широкой аудитории.

    - Каково будущее массовой культуры? Какова она сегодня?

    - Здесь в Америке многие перестают ходить в кинотеатры – появился «Netflix» и другие развлекательные медиаресурсы, позволяющие людям смотреть фильмы дома. Такие сервисы сдвигают все на своем пути, они задают тренды. Кто-то говорил, что кино будет переживать не лучшие времена. Я не знаю, чего ожидать, но мне хочется верить, что все будет лучше. Думаю, будет сильное расслоение массовой культуры, оно и сейчас есть, но будет усиливаться. Люди, отрицающие реальность и готовые уйти в свои нетфликсы и прочее, у них будет только работа и «Netflix», а будет какое-то количество людей, которые найдут что-то новое, другие развлечения.

    - Какие проекты в будущем нам ждать от вас?

    - Не очень люблю делиться планами, пока они не подтвердятся. Я надеюсь, что приятно удивлю людей этим летом, очень стараюсь, работаю над несколькими проектами. Сейчас зовут снимать различные проекты, некоторые - не кино. Определенно, хочу творить кино, хочу, чтобы оно было на больших экранах, но это через лет пять, наверное.

    обсуждение
    Читать по этой теме